Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Доклад: Крещение Руси

Доклад: Крещение Руси

Доклад: Крещение Руси

Российский Университет Дружбы Народов

Реферат по истории

Тема: «Крещение Руси»

Студент: Чемуранова Е.В.

Группа: НП-104

Научный руководитель:

действительный член РАН

Москва

2002

Содержание:

1. Обстановка в Киевской Руси перед принятием

христианства и первые христиане..с.2

2. Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.....с.4

3. Влияние христианства на жизнь общества.................с. 6

4. Историческое значение крещения Руси...............с.12

Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства и первые

христиане.

В Х-ом веке продолжалось постепенное формирование русской государственности.

С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением

влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные

славянские племена, с другой стороны внешняя угроза требовала большого

напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.

Могучим фактором объединения для Руси послужило христианство.

Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно

хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это

соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного

почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались

восточные славяни в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством.

Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества

среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы

заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира

и истории в широких масштабах.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: люди делились

на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами; рабы

носили название "челядь". Положение рабов, очень многочисленных, было тяжко:

они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не

могли иметь собственного имущества, не могли быть свидетелями в суде, не

отвечали за свои преступления пред законом. За них ответствовал господин,

который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как

хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп

мог найти себе защиту только у своего господина; когда же господин его

отпускал на волю или прогонял, раб становился изгоем и лишался

покровительства и пристанища.

Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и

значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на

самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали

своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и

беззащитным изгоем. Семья, при обычаи многоженства, умычки и покупки невест,

имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено. Грубая

сила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себе в нем не

имела никакого значения. Под влиянием христианства языческие порядки на Руси

начали заметно смягчаться.

Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою.

Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград,

прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое

учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже

христианская церковь св.Илии. В дружине самого князя Игоря было много

христиан.

Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение.

Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне

верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором было личное

побуждение Ольги.

Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,

отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но император

Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов

из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не была

исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила

удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был

восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и сделать императрицей.

Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости:

язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не

крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда

опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня

женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги

и отпустил ее с большими дарами.

Но все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и

русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или

957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако в его

подробных записках о крещении Ольги не упоминается.

"Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу Византии

она прибыла со священником, скорее духовником княгини.)"(2).Так или иначе,

Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.

В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не

затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие

постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не

государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде

(в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я уже

отмечал, быстрее.

Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и

для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было

сбыться во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко.

Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.

Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о

государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов

на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-

Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских

славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.

Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,

Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский

престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав

отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем

ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а

славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не

женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место).

Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.

После смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица.

Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход

закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после

отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и

многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).

Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в

Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска,

пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к

Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка, приведшие к

братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или

979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату, был убит. Усобица

завершилась победой Владимира.

Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался

веротерпимостью и даже благоволил сторонникам "греческой веры", то Владимир в

момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый

князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в

980 г. Были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога,

Стрибога и др.

Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционное

язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество,

казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и

большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные

убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты

(по крайней мере в Киеве).

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества

и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданых.

Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена

предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими

причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно

пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без

глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в

православие Владимир не смок бы действовать столь последовательно и

решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой

державы. В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна

неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не

был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство

ответственности за государство, за его авторитет).

Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали

своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми

послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь

узнал, что по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он

сказал: "Руси есть веселие пити". Послы папы римского так же потерпели

неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же

ответили: "В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим

землям". На что Владимир ответил: "И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь

учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества". Наконец

греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал вкратце

князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал

картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь,

пораженный, промолвил: "Благо добродетельным и горе злым". "Креститесь, -

отвечал греческий мудрец, -и будете в раю с первыми".

Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали,

как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о

всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их

надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: "Мы не помнили, где мы

находились - на земле или на небе". Решив крестится, Владимир спрашивал лишь

у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: "Где тебе любо". Тогда

князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он

заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и

Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в

противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь

крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру

дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это

время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он

крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд

крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же

вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом,

но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он

рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое

сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком

случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить

трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного

варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму

греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные

воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев

Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих

подданых.

Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в

христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как

государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен

проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь

же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси,

часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы

взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для

покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная

Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира,

князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные

конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения

традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной

языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа

жрецов волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности

языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся

религия.

Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное

отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия

рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных

земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было

безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде,

но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно

обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим

исконные вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.

Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще

всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие,

существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь

постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И

сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого

сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так

многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты

языческим духом.

Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение

подданых в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в

основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли

христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от

константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это

обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя

византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь

болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и

был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке,

близкому разговорному русскому.

Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из

Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко

увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество

школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников,

необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы".

Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу

просвещения.

Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В

крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой

округи - епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к

тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели

землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои

полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших

церковных организаций стали монастыри, строй жизни, которых и идеология были

целиком перенесены из Византии.

Влияние христианства на жизнь общества.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой

объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и

начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их

житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой

среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, шли вослед Христу и являли

высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О

самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой

веры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей появилось много

благочестивых христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших

от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье. Через свою иерархию и

примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения

Руси. Проповедью и церковною практикою она показывала, как надо жить и

действовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Взгляд духовенство

основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть,

учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как "всяка власть от

Бога" и так как князь "есть Божий слуга", то ему надлежит повиноваться и его

надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они "имели

приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на

избранника Божия. Духовенство проводило в жизнь идеи правильного

государственного порядка, имея пред собою пример Византии, где царская власть

стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных

и городских, церковь образовала собою особый союз - церковное общество; в

состав его вошло духовенство, затем люди, которые церковь опекала и питала,

и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели.

Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных,

убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту

мирских обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные

рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее

работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему

закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из

подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни был, слаб или

ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански как на

свободного человека. Для церковного сознания все были братья во Христе и не

было пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабство:

рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только

прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таки

образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного

и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все

немощные и беззащитные.

Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в

русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и

подтвержденного первыми русскими князьями в их "церковных уставах", все

проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не

княжескому, а церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство,

еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых,

ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и

детьми.

Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту:

многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над

женами и детьми и т.п. Применяя в своих судах византийские законы, более

развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство

воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности

восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и

проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили

быть милосердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и

христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только

убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у

господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давала

им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви

иногда тоже делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и

редки, хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако

изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало

почитаться "грехом". Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью

и становилось предосудительным. Так широко было влияние церкви на гражданский

быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства,

и подчиняла себе одинаково как политическую деятельность князей, так и

частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно

благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси

была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились

к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита

простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси

явилось, прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее

единство и силу.

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и

просветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего

просветительное значение имели те практические примеры новой христианской

жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины

подвижно ков - монастыри. Затем просветительное влияние оказывала

письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец,

просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые

церковь создала на Руси с помощью греческих художников. Примеры благочестивой

христианской жизни являли как Мирские, так и церковные люди.

Древние монастыри не всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в

лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в

пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община

кормилась своими трудами и терпела нужду даже во все необходимом до той поры,

пока не получала известности и не привлекала благочестивых поклонников.

Строгая жизнь и трогательное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно

новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и на их

неустанном труде, на пользу братии, - все это очень сильно действовало на умы

тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии, чем могли: строили в

монастыре храмы, дарили монастырю земли и рабов, жертвовали золото и

драгоценности. Скромная община монахов превращалась в богатый и

благоустроенный монастырь и делалась религиозным и просветительным

средоточием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и "книжному

почитанию", и хозяйственным приемам. В монастырях образовывались целые

библиотеки, и процветала грамотность; почти все знаменитые писатели Киевской

Руси вышли из монастырей. Хозяйство монастырей устраивалось по византийским

образцам и руководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве

не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства, и рабочий люд

пользовался гражданскими правами, хотя и был прикреплен к церковной земле. На

обширных землях монастырей все хозяйственные порядки установлялись сообразно

указаниям греческого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому

монастырское (и вообще церковное) землевладение становиллось образцом не

только для частных, но даже и для княжеских земельных хозяйств. В первое

время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные

на Русь вместе с крещением, представляли собою болгарские переводы Библии,

богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т.п. Под

влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская

письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых,

поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не

отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели

были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они

подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и

риторического искусства. Тем не менее, их произведения оказывали заметное

влияние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению нравов на

Руси. Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области

пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась

изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в

главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название

Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину"

(то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в

Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси

были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским

образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и

живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного

развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные

ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми

мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки.

Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, таким

образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко

выраженным византийским характером и поэтому известно в науке под именем

русско-византийского.

Историческое значение крещения Руси.

Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в истории, во многом

предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и

духовной жизни. Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь

исторического развития, принятие христианства означало приобщение к

многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять

культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.

Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а

тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее

культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять

язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности

проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской.

Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но

долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-

Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной

летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане",

а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в

церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит

Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и

князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены

своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две

жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения,

новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней

вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв

их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа,

выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские

праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее

языческие. Язычество сливалось с христианством.

Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее

духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в

руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было

заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна

ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в

эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской

культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении

просвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Использованная литература:

1. Соловьев C.M. “История России с древнейших времен”

2. Костомаров Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей"

3. Козлов Ю.Ф. “От князя Рюрика до императора Николая II”

4. Платонов С.Ф. “Полный курс лекций по русской истории”

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены