Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Доклад: Манифест 1810 года

Доклад: Манифест 1810 года

Доклад: Манифест 1810 года

Учреждение государственного совета 1 января 1810 года (функции, состав).

Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли

желаемого результата. Слабость государственного аппарата перед лицом внешнего

и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе самого

императора, искать новые средства его усовершенствования.

В этих условиях Александр I приближает к себе молодого, но уже опытного

реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить прогрессивные

преобразования, которые, по мнению царя, должны были успокоить и народ, и

дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена программа либеральных

преобразований всей системы государственных органов. Она изложена в его

работе «Введение к уложению государственных законов».

Наиболее прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом планировавшейся

Сперанским системы государственных органов должны были стать представительные

органы - местные думы и Государственная дума. Последнюю предлагалось создать

для обсуждения законопроектов и контроля за деятельностью министров. Ей

предоставлялось право абсолютного вето на все вносимые проекты законов. Это

был заметный шаг в сторону конституционной монархии, если учесть, что право

избирать и быть избранным получали все собственники недвижимого имущества.

Как утверждал Сперанский, в его проекте вершину всей государственной

организации составляла не Государственная дума, а Государственный совет,

который должен был представлять собой «сословие, в коем все части

законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях

соединяются и через него восходят к державной власти». Госсовет предстает во

«Введении» в качестве универсального, многофункционального, но совещательного

органа. Члены госсовета должны были назначаться императором, который являлся

его председателем. Напоминая предшествующие ему совещательные органы при царе

в главных чертах, госсовет вследствие изменения роли в системе самодержавия

имел много нового. Иной стала его структура - теперь наряду с общим собранием

создавались департаменты Совета. Новое устройство получила и его канцелярия.

Вопреки логике записки «О необходимости учреждения Госсовета» и самому смыслу

этой реформы проект «Образования госсовета» не обсуждался ни в Сенате, ни

Непременном совете, ни в каком-либо другом органе.

Торжественной церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою работу общее

собрание Госсовета. На первом заседании выступил с речью, написанной

Сперанским, Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы благосостояние

империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на постановлениях, а

потому с начала года кладет твердое основание одному из важнейших органов -

госсовету.

«Коренные законы» госсовета, изложенные Сперанским еще во «Введении к

уложению госзаконов», вошли в «Образование» с незначительными изменениями.

«Образование» пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам

быть председателями департаментов госсовета.

В «Образовании госсовета» было немало недостатков и противоречий, которые

лишь частично могли быть устранены при реализации всего плана преобразований

Сперанского, однако не только Госдума не была создана, на даже одобренная

императором реформа Сената не проводилась, и поэтому организация Совета,

которая должна была по мысли создателя, упорядочить работу госаппарата и

установить режим законности, на практике привела не к разделению, а напротив,

к смешению функций высших государственных органов. Вместе с тем, как

правильно заметил А. В. Предтеченский, при абсолютной неприкосновенности прав

самодержавной власти сводилось на нет значение госсовета как органа,

устанавливающего порядок в деле законодательства. Госсовет, как и

предшествующие ему советы при императоре, продолжал оставаться универсальным

совещательным органом, в котором также постепенно возобладали не

законодательные, а судебные и исполнительные дела.

«Образование Государственного Совета» по структуре представляет собой

двуединый акт, состоящий из Манифеста и собственно «Образования». В первом

раскрываются причины, вызвавшие создание Госсовета, закрепляются основные

законы, определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его

первоочередные задачи. «Образование» состоит из двух отделений, которые по

содержанию и по форме существенно отличаются одно от другого. Текст первого

отделения, названного «Коренные законы госсовета», разделяется цифрами на 16

частей. Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8

разделов.

Некоторые разделы, помимо параграфов, имеют и другие структурные подразделения.

По этому документу госсовет разделялся на 4 департамента: законов, дел

военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. В департамент

законов входит все то, что по существу составляет предмет закона.

Законодательная комиссия должна будет вносить на рассмотрение этого

департамента все законопроекты.

В департамент военных дел входили предметы ведения военного и морского

министерств.

В департамент гражданских и духовных дел «Образование» включало дела юстиции,

духовного управления и полиции.

А к департаменту гос экономии относились предметы общей промышленности, наук,

торговли, финансов, казначейства и счетов.

Возглавлял госсовет его председатель. Он подписывал все документы, открывал и

закрывал собрания, назначал на рассмотрение госсовета дела. При работе

госсовета должен был охранять порядок и единство предмета рассмотрения.

В департаментах так же были председатели. Они возглавляли департаменты,

открывали и закрывали заседания департаментов, назначали на рассмотрение дела

и т.п. (то же самое, что и у председателей госсовета).

Государственный секретарь управлял канцелярией. Под его ответственностью

находилась точность сведений, предлагаемых совету и надлежащая ясность их

изложения, а также изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета,

как в общем его собрании, так и по департаментам.

При каждом департаменте совета находился один статс-секретарь и несколько

помощников. Их обязанность состояла в собрании дополнительных сведений,

нужных для слушания дел.

К компетенции госсовета относились:

· изменение или отмена действующих законов

· дача разъяснений по текущему законодательству

· внутренняя политика

· гос бюджет

· налоги??

· отчеты министерств в управлении принадлежащих к ним частей

Все дела, подлежащие рассмотрению госсоветом, сначала поступали в

департаменты. Их могли направлять туда от министров. В них, путем

голосования, отбирались дела, которые было необходимо рассмотреть госсовету.

Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение госсовета.

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены