Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Доклад: Возникновение казахских ханов

Доклад: Возникновение казахских ханов

Доклад: Возникновение казахских ханов

С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА Поиск.-

1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди государств мира по своей

террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2 миллиона 717,3 тысячи квад-

ратных км. Она располагает также богатыми природными людскими ресур- сами.

Численность населения составляет по данным 1994 года 16 млн.942,4 тысячи

человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря 1991 года была принята

Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан. Это стало

поворотной вехой в истории нашего государства: вступил в широкие

экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи со многими

странами мира; стал родиной многих народов, независимо от этнической и

языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства явилось

закономерным итогом соци- ально-экономических и этнополитических процессов на

обширной терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана

(Южного Ка- захстана). Территорию Казахстана населяли племена, которые

зафикси- рованы и древних письменных источниках. В частности, гунны известны

с 1764 года до н.э., скифы, сарматы, саки - с VII-VI вв. до н.э., уйсуны - с

III в. до н.э., тюрки, канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки - со II -го века до

н.э., дулаты, аргыны, найманы, киреи, алчыны стали известны с VII-XIII веков

н.э. Некоторые племена, расселенные, по данным источников, на территории

Казахстана или в сопредельных регионах, принимали самое живое участие в

процессе Формирования ка- захской народности. Генология казахских родов

изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он изложил ее в кратце так, что казахи

состоят из трех орд: Старшей, Средней и Младшей. Старшую Орду составляют: 1)

уйсын (отделения- дулат, албан, суан, сарыуйсын), к которому приста- ли

чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир; 3) канды, к которому

присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын, 2) найман, 3)

кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал- чын,

состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и том,

что процесс образования народности опережал ее поли- тическое объединение.

Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит - 2 - сведения восточных

историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и независимый

народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые даже относят

их существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И. Левшин, -

весьма давно известен в Азии, составляя одну из отраслей многочисленного

турецкого племени, не уступает в древности ни киргизам, ни другим соплеменным

с ним на- родам. Подпав владычеству Чингиса, он по смерти сего завоевателя

достался в удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал к Золотой Орде, но имел

собственных ханов, отчего иногда оставался в покорности сво- им главным

повелителям, иногда же "присоединился то к Орде Чагатайс- кой, то к

Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали Могул - улус" . Он считал,

что казах как имя собственное народа не подлежит ни перевод, ни этническим

спорам. Историк XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани Исфахани писал, что слава о

казаках, описываемых в истории ара- бов и персов, под именем татарского

войска, известна издавна. Ч.Ч. Валиханов полагал, что Алаш (Алач),

легендарный родоначальник трех казахских жузов и первый хан казахский мог

жить, приблизительно, в середине Х1У столетия. Это предположение, он считал,

не лишено осно- вания. У народов азиатских свобода и независимость могли

обусловли- ваться только в лице отдельного хана и своего родоначальника,

Усиле- ние казахов союзом разных выбежавших племен от орд Кипчаковской и

Туркестанской, конечно, делалось и образовалось постепенно, испод- воль,

Анализировав предание казахов и ссылаясь на труд казахского историка

Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих" Ч. Валиханов был склонен к мнению, что

казахи в конце ХЖ в. имели свое политическое объединение. В работе

"Киргизское родословие" он приводит следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан)

в первый свой поход на Токтамыша, проходя через кочевье казахов Каракума,

заметил их, разгромил их улусы и повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по

Жалаири, первые казахские ханы, казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В

случа- ях общего сметения, утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех

родов и званий без различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как

можно полагать из Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно

почтенное и означало возвышенность духа здравость - со- ответствовало

европейскому рыцарству. Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в

работе Уте- миша-хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по

поручению Шайбанида Иш-султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.)

Золотая Орда потеряла былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май,

не Чингизид, забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио

увел на берег реки Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат.

После смерти Вердыбека прекратилась правящая ди- настия батуидов на

Золотоордынском троне. Вполне возможно, что линия потомков Бату пересеклась

еще со времен Узбек-хана (1312-1341). Ста- ли претендентами на Сарайский трон

представители из друтих линий Джучидов. Хызр-оглан из шейбанидов занял этот

трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана, поставила в качестве свадебной юрты

золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан долго не утверждался на троне и

был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю, расположенный на территории

современной Туркмении. Перед уходом из Сарая Хызр-хан разломал золо- тую

юрту, а золото поделил между своими казаками. Токтамыш (1380-1395/97),

ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос- лабления Акнияз-хана

(урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги на его владения,

"подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб", опираясь на силы жемен ширин, барин,

(барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со времен предков, элями

Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой орды (ХIV -ХУ вв.)

племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие, преимущественно в

узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к созданию самостоятельной

государственности. Государственное объединение Синяя Орда сыграло важную роль

в политической консолидации этнических групп и народов на территории

Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже ХIV- ХУ вв. Название Синяя

Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при жизни Чингис-хана, Чингис-хан,

после смерти Джучи, прнял его сыновей и поставил им три юрты: белую юрту с

золотым порогом поставил для Бату - Саин-хана, синюю орду с серебряным

порогом поставил для Иджа- на, серую орду со стальным порогом.- для Шейбани.

Значительно укре- пилась Синяя Орда при хане Урусе (1369-1379) - Акниязе,

ставшем пра- вителем Золотой орды и Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и

Ток- тамыша Синяя орда стала называться Белой Ордой, так как они стали ханами

и Золотой орды, т.е. Белой орды. Происхождение основателя ди- настии

казахских ханов Уруса считается спорным. Одни исследователи утверждают, что

он потомок Орды - Иджена (Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы,

Утемишхаджи), что он ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына

Джучи. В частности, Абулгазы Бага- дур султан, автор труда "Шаджараи - тюрк",

утверждает о том, что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: ...У Чингизхана

сын Джучи-хан, его сын Тукай - Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан,

его сын - 4 - Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого

было девять сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо-

вали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур

царствовали в Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская

летопись сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480

года, пошел назад через литовские волости и возв- ращался в степь с

награбленною добычею. На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или

Тюменской орды, Ивак , "и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков.

И взем с собою тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним

силы петь на десят ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а

уже осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и

поиде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на

зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою

свосю безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него на

утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую вежу

цареву Ахматову и уби его совими руками. А силы межи собою не билися. А

итибаны с нагаи начаша ахма- тову орду грабити меж Доном и Волгою, на Донцу

на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и поиде прочь,

а ордобазар с собою поведе и Тюмень" (11). Таким образом, последний грозный

для Москвы хан золотой Орды погиб от одного из потомков о Чингис-хано- вых.

(12). В результате захватнических войн Тимура и внутренних уео- биц в конце

ХIV- начале ХV вв. Ак-Орда значительно ослабла. На неко- торое время в

1423/24 - 1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус-

хана, Барак, но вскоре он погиб и правление на территории большей части Ак-

Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Ханство Абулхайра, известное в литературе

также под названием Госу- дарство кочевых узбеков, Узбекское ханство, со

времен правления хана Узбека, с Х1У в. по ХУ в., название узбеки

употреблялись как собира- тельное, политическое имя для обозначения тюркских

и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт -и Кыпчака, а не как

этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.) Государство кочевых узбеков -

казаахов значительно расширилось. Границы государства Абулхайра простиралась

от реки Сары-су на востоке до южных отрогов Уральского хребта на западе и от

гор Улу-Тау на севере до низовьев Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус-

хана и Баракхана во второй четверти ХУ в. сохранили свою власть в южных

районах Казахстана. Образование госу- дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира,

Моголистана, Ногайской Орды и - 5 - Сибирского ханства было заметным этапом в

становлении государствен- ности местного населения и формировании этнических

общностей-народ- ностей казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по

языку, ма- териальной и духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за

власть различные династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против

Абулхаира, который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям.

Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться

Абулхайр-хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в

степи чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на

власть в Восточном Дешт - и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности,

политической разобщенности частей казахского народа в рамках государственных

объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея. Джаныбек и Гирей были

близкими родственниками. Их династические интересы, борьба с другими чингизи-

дами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп

консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного госу- дарства. В

результате борьбы, в отличие от монгольских улусов, как метко заметили

исследователи, в частности К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных

множество разнородных этнополитических организмов, племен и народностей,

образовалась государственность, основанная на более определенной этнической

основе, на базе формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между

династическими группами за власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся

масс. Усобицами и воинами был зало- жен весь период правления Абулхайра.

Набеги, организованные царству- ющей фамилией на ауылы сепаратистски

настроенных ханов и султанов, разоряли хозяйство подвластного им населения. В

кочевом обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им

существую- щего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с

насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена. Значи-

тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40-50-х

годах в южных районах Казахстана - в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи,

северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные Абулхайром

вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и Гирея

находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау, на Сырдарье-

Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное Джаныбеку

и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах, так как

степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые в свою

очередь, были ли- - 6 - шены возможности прикочевывать на привычные места

зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века

наметилась мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и

Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в по-

исках лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два султана

из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им казахами в

пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер (1500-1551гт.)

из тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор до г. Чимкента,

входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской народности, в работе

"Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это время (около 860)

(1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти-Кипчаке; султаном

джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них, Жаныбек-хан и

Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462) принял беглецов

хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который составляет западную окраину

Моголиста- на. Там они зажили спокойно"(151). Разбросанные в западных районах

Моголистана местные тюркские племена, а также общины, которые бежали из

государства Абулхайра, объединились под властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед

Хайдер (Хайдар) относит время образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры

(1465-1466). Он утверждал, что "эпохой, с которой началось собственно власть

султанов казахских, надобно считать год 870; в прочем лучше знает"(16). Новое

государство, возникшее на тер- ритории западной части Ссмиречья, стало

основой Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада

владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В б0-х годах

ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского ханства был

Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке была еще не

велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и к востоку

от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно граничило с

государством Абулхайра, на юге - с среднеази- атскими владениями Тимуридов,

на востоке - с Моголистаном. В проти- вовес Абулхайру, Абусаид, сын Барак-

хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет дружественные связи с правителями

ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч. Валиханов заметил, что время

управления Жаныбека, когда две родные орды ногаев и казахов жили. вместе,

воспевается в казахских поэмах, как золотой век. К этому времени принадлежит

боль- шая часть преданий, нравственные изречения Жиренши - Шешена, мудрого

Аз-Жаныбека и философа Асана Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются

степняками до сих пор (17). Основная идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это

идея единства племен казахского ханства Жаныбек также устанавли- вает основы

мирных отношений с правителями Моголистана, всемерно поддерживая тесную

дружбу с ними. Союз с Моголистаном позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и

обеспечить свою независимость. По ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с

Иса-Буга-хана до времени Ра- шид-хана монголы и казаки жили постоянно в мире

между собою. Под словом "монголы" автор подразумевал скорее политическое

объединение, чем этнический состав населения Моголистана. Историческая

заслуга мудрого государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в

том, что он сумел сохранить молодое казахское государство и укрепить его

тогда, когда оно было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ

назвал его "Аз-Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая

обстановка благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов

Жаныбека и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно

переходили все новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ

в. усилился процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное

Моголистанс- ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с правителями

ка- захского ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ начале ХУ1 в.

(1500-1505 п.) отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков, конг- ратов и

других, известные под названием кочевых узбеков, этническая история которых

идентична с племенами казахов, под предводительством Мухаммада Шайбани, ушли

в глубь Средней Азии. Они вошли в состав уз- бекской и каракалпакской

народностей. Власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Дашт - и

Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на территории Дашт-и Кыпчака отошли под

власть казахс- ких ханов и ускорили процесс завершения сложения казахского

народа. Понятие "казах" стало этнонимом для обозначения народности, рассе-

ленной на всей обширной территории Казахстана, понятие "узбек'" ста- ло

этнонимом племенных объединений, передвинувшихся под предводи- тельством

Мухаммада Шайбани на территории Средней Азии. После распа- да Моголистана и

Ногайской Орды этноним "казах" также включил в себя население юго-восточной и

западной части Казахстана, Значительная часть тюркоязычной общности могулов

вошли в казахскую народность. Источник упоминает мангытов в составе войска

Касым-хана . Этноним "казах" закрепился как наименование народности, понятие

"Казахстан" - как название территории ее обитания. Сознание своего

этнического единства народ отразил в эпических произведениях. Казахские ханы,

вступившие в борьбу с Шайбанидами за власть в южном и центральном - 8 -

Казахетане обладали несомненной реальной силой. Это подтверждает да- же

шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г. Гирей-хан (Ки- рей-хан)

двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад Шайбани был разбит и ушел в

Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада Шайбани, авгор исторического

сочинения "Мехмана-наме- и Бухара", участник одного из походов Мухаммада

Шайбани на казахов, произведен- ного им в 914 гиджры, т.е. 1509 г.

хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет, что казахские хани

тоже происходят от Джу- чи-хана, они тоже многочисленны. "В настоящее время

главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из узбеков. Говорят, если

Бурун- дук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то быстро может мобилизовать

до 40000 вооруженной конницы. У них много вооружений и продовольст- вия,

лошадей много; их они пасут на яйлаках и при кишлаках. Шайбани хан в

Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара, мне однажды сказал, что Дашт-

и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей" . Далее, и разделе "О том,

как кочуют казахи" он продолжает, что ка- захи очень богаты, даже бедная

семья имеет по нескольку тысяч голов овец, лошадей и волов. Поскольку они

богаты, постольку и храбры, в бою один сражается против десяти и или

побеждает, или погибает. Их кочевья раскинуты внутри Дашт-и Кыпчака по

течению Итиля, кочевки продолжаются свыше двух месяцев; зимние стойбища

казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки располагаются вдоль реки и тянутся на

протяже- ние около трехсот ташей, Свои нападения на государство Шайбани хана,

объясняет Рузбахани, казахи оправдывают тем, что они нуждаются в

хлопчатобумажных товарах. При нападении неприятеля казахи свои семьи и скот

собирают в одно место, а сами сражаются, стоя вокруг них. Раз они решились

биться, то одолеть их бывает трудно, если не поможет какое-либо чрезвычайное

обстоятельство. Рузбахани сообщает, что Са- ганак в Дашт - и Кыпчаке

обстроенный, земледельческий и населенный пункт. Этот город в древности был

очень цветущим, был окружен боль- шими постройками и обработанными полями,

богат разнообразными про- дуктами и является торговым пунктом для казахского

народа. Говоря о южном пункте казахов, он отметил, что от города Саганака в

сторону к Сыр-Дарье на северо-запад, находятся песчаные барханы. "Как переда-

ют, у этих барханов кончается Туркестан и начинается Узбекистан". Казахские

ханы собирали воедино земли, уже подготовленные к созданию общей

государственности и объединению в процессе длительного эконо- мического и

хозяйственно-культурного развития. Казахское ханство за- нимало заметное

место в регионе Центральной Азии, в системе госу- - 9 - дарств евразийских

народов, В первой четверти ХVI в. границы казахс- кого ханства на юте

выходили на побережье СырДарьи и включали боль- шую часть городов Туркестана,

на юге-востоке они охватывали пред- горья и долины значительной части

Семиречья, на севере и северо-вос- токе проходили в районе гор Улутау и оз.

Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли

бассейна р. Яйк. Заме- тим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундукхан.

Увеличилось числен- ность населения ханства. Число поданных хана Касыма

Мухаммед Хайдер определил миллионом человек (см.ТарихиРашиди). Казахское

ханство втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых

государств вступивших в дипломатические связи с казахским ханством было

Московское государство, в правление Великого князя Василия Ш (1505-1533 гг.).

При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятель- ная народность стали

известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский

дипломат Сигизмунд Герберштейн. Автор работы "Тарих - и Рашиди" утверждал,

что "в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело

владычествовали в большей час- ти Узбекистана т.е. большей части Дашт-и

Кыпчаки. Казахский хан Та- гир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с

Ногайской ордой и поте- рял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона

человек осталось у Тагира четыре лека - 400000 человек. Однако ему удалось

потеснить правителей Моголистана с территории Казахстана. Под давлением

Тагира могульский хан Султан Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и

всех своих монголов из Моголистана в Кашгар" . Укрепление ханства и

расширение его территории в пределах казахской государственности продолжили

сын Касым-хана Хакк-Назархан ( 1538-1580), названный го- сударем казахским и

киргизским и Тевеккель- хан (1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только

казахским, но и калмыцким. В период прав- ления Тевеккеля, ойроты т.е.

калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную часть Казахстана, были разбиты

им и они признали его власть. Из Золотой Орды вышло деление казахов на жузы ,

Орда имела военно-территориальное образование согласно десятичному делению

войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой -- тумен (дословно - десять

тысяч). За десятью тысячами следовало сто (жуз, юз, ез) ты- сяч. Считалось,

что улусы, если нужно, должны выставлять сто тысяч воинов. Позтому наряду с

понятием "улус" существовало представление "жуз". После распада державы

Чагатая часть ее с кочевым населением (Моголистан) фактически стала первой

пост -монгольской независимой кипчакской территорией. Эти земли вместе с

примыкавшей к Монголиста- - 10 - ну и имевшей с самого начала большую

автономию Кок Ордой положила начало Большому жузу или Старшему жузу (Улы

жуз). Вторым, по времени приобретения самостоятельности, стал Средний жуз.

Ч.Валиханов ут- верждал, что казахи, по старшинству племенных союзов

составляют старшие орды - Большую, Среднюю и Малую . Младший жуз появился

после гибели Ногайского ханства. В конце ХVII начале ХVIII в. Аз-Тауке, автор

кодекса обычного права казахов -Жеты жаргы обеспечивал своим талантом

независимость и политическое единство страны. В годы Великого бедствия,

проявляя героизм, защищали казахскую степь, наравне с батырами хани Абулхайр,

Абдулмамбет и султан Абул- мансур, т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов

занимает особое место хан Аблай (1731-1781 гг.), который используя свое

военное и дипломатическое искусство боролся за целостность казахских земель и

укрепление Казахской Государственности и независимость Казахстана. ЛИТЕРАТУРА

1. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых

государств. М., 1995, наш подсчет. 2. М. Тынышбаев. История Казахского народа

(учебное пособие). Алма-Ата, 1993, с, 68-69. 3, А.И.Левшин. Описание киргиз-

казачьих или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы "Санат", 1-996, с.153 4.

Рузбохани. Мехмана-наме-и-Бухара. См. Прошлое Казахстана в источниках и

материалах. Алма-Ата, 1935. Москва, с.110. 5. Ч. Ч.Валихаиов. Собрание

сочинений в пяти томах. Т,2. Алма-Ата, 1935, см. коммент. с.372. 6. Там же,

с.152. 7. Упммиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, с.112, 139. 8. Там же,

с. 115, 142. 9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата, 1935,

М., с.120. 10. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга Ш,

тома 5- 6. М., 1960, с.32. 11. См. Утемиш-Хаджи. с. 22. 12. С.М.Соловьвв.

Указ. соч. с.82. 13. История Казахстана с древнейших времен до наших дней

(очерк). Алматы, 1993, с. 143. 14. Там же, с. 145. - 11 - 15. См. Прошлое

Казахстаиа, с, 93. 16. Там же. 17. Ч.Ч.Валиханов см. указ. соч. с.165. 18.

Тарих-и-Рошиди. См. Прошлое Казахстана, с.94, 19. В.З. Бартольд. Отчет о

командировке в Туркестан. 132 с; История Казахской ССР, т.2, с.270. 20. Таш-

монгольская мера длины. 21. См. Рузбахани, с. 109. 22. Мухаммед Хайдер Тарих-

и-Рашиди. См. Прошлое Казахстана, с. 99. 23. Р.Ахметов. Конец Золотой орды.

Караван Х 6.12.1996. 24. Ч. Ч.Валиханов см. указ. соч. т.2, с. 152.

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены