Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Контрольная: Историческое значение реформ Петра I

Контрольная: Историческое значение реформ Петра I

Контрольная: Историческое значение реформ Петра I

Введение. 2

1. Военные реформы.. 4

2. Реформа государственного управления. 6

3. Реформа сословного устройства. 8

4. Церковная реформа. 11

5. Экономические преобразования. 13

6. Реформы в области культуры и быта. 16

Заключение. 18

Введение

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической

жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке,

переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь

превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития

производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов

власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной

структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные

изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных

отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя,

который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития

страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо

проявлялись симптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений.

В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное

противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы

самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,

общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил,

активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-

экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо

сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка

вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий

дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение

крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление,

расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому

развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства

сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего

произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата

самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим

классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего

более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и

превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,

приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу

крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время

определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им

реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли

навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали

значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на

ликвидацию её отсталости.

С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и

были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные

преобразования петровского времени с самого начала несли в себе

консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали

всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость, консервировали

её. В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те

европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических

отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от стран, вставших на

капиталистический путь развития.

В своих реформах Пётр не мог держаться заранее выработанного плана и точной

последовательности, потому что все его преобразования происходили под

давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям

данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое

сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих

сторон.

1. Военные реформы

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобра­зований.

Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и

организации боеспособной постоянной армии с единообразной струк­турой,

вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя

еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь

несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее

царствование Петра. Армия и флот всегда бы­ли главным предметом заботы

императора. Однако военные реформы важ­ны не только сами по себе, но еще и

потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие

стороны жизни государс­тва. Ход же самой военной реформы определялся войной.

"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х

гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на

Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, нес­колько небольших кораблей

под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые

"потешные полки" - Семеновс­кий и Преображенский. Петр начинает вести

настоящие военные манев­ры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоян­ной

(регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг.

Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также

приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство

флота поручалось так называе­мым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям

светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное

внимание перек­лючается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга

строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования

Пет­ра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48

линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной

армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения

и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного

строя). Кардинальным изменени­ем было то, что Петр ввел новый принцип

комплектования армии - пе­риодические созывы ополчения были заменены

систематическими рек­рутскими наборами. В основу рекрутской системы был

положен сослов­но-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись

на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г.

был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены

соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека,

холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки

постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от

рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута

практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся

за счет дворян, обу­чавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально

организо­ванных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная,

фортифи­кационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а

в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевоо­ружение

армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс.

человек (не считая 100 тыс. казаков), которая поз­волила России одержать

победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из

сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими

основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев

(Александр Мен­шиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за

счет жесточайшего выжимания средств из народа.

2. Реформа государственного управления.

Из всех преобразований Петра центральное положение занимала именно эта

реформа. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться с

усложнившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к

формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года начинается ломка старых учреждений и замена их новыми. В

результате к концу первой четверти XVIII века складывается следующая система

органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась

в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом

исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по

принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти

Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во

главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль

за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять

функции “ока и уха государева”. Этот контроль он выполнял через прокуроров,

назначаемых во всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система

фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило

донесение о всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушении

ими “казенного интереса”.

В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена коллегиями. Каждая

коллегия ведала определённой отраслью или сферой управления. Главными

считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. Вопросами

торговли и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии.

Последняя из них ведала металлургией и горной промышленностью. Три коллегии

ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а

Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов,

пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-

коллегия ведала гражданским судопроизводством, Вотчинная, учреждённая

несколько позднее, - дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный

магистрат. Особое место занимала Духовная коллегия, или Синод, управляющая

церковью. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которыми

они ведали.

Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий,

департаментов, приказов, которые ведали чётко определёнными вопросами, Одна

из них - ведавшая службой и производством в чины дворян - Герольдмейстерская

контора. Преображенский приказ и Тайная канцелярия ведали делами о

государственных преступлениях; Академия наук - подчинялись непосредственно

Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и

др. - подчинялись одной из коллегий.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на

местах. Страна была разделена на 8 губерний, разли­чавшихся по территории и

количеству населения.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число ко­торых равнялось 50.

Во главе провинции стоял воевода с провинци­альной канцелярией при нем.

Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной

канцелярией. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,

сос­редоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При

губернаторе существовала губернская канцелярия. Но по­ложение осложнялось

тем, что губернатор подчинялся не только им­ператору и Сенату, но и всем

коллегиям, распоряжения и указы кото­рых нередко противоречили друг другу.

При губернаторах состояли выборные от дворян ландраты, позже - земские

комиссары, помогавшие им в управлении общим советом и в уездах. В губерниях

действовали новые “надворные суды”. Петру не удалось установить в управлении

губерниями однородный порядок, поэтому при нём и после его смерти в местном

управлении господствовал некоторый хаос.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный

продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в

осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше

расширила объем и формы службы дво­рян, что вызывало их недовольство.

3. Реформа сословного устройства.

3.1. Служивое сословие

Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии и Пётр понемногу

перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех

служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали

службу с низших чинов.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие -

шляхетство. Все нижние чины (как знатные, так и из “простого люда”) одинаково

могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён

“Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все чины были распределены на 14

рангов или “чинов” по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14

ранга, мог надеяться высшую должность и занять высший ранг. “Табель о рангах”

заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но

Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил

знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки

Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике, а

необученных дворян лишал права жениться и получить офицерский чин. Пётр

ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из

казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование.

Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передаче сыновьям (закон

“О майорате”, 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение

этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде

и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь

служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство роптало и

пробовало облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от

службы.

3.2. Городское сословие (посадские и городские люди)

До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс.

Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный

класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское

самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был

заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей

на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных”

(“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую

входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и

ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными

людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из

бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские

дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан.

Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное

начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком

положении, в каком были и раньше. Причина этого - далёкий от торгово-

промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.

3.3. Крестьянство

В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не

принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей

на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что

число дворов с 1678 года сократилось на 20%. Поэтому был введён новый принцип

обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного

населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица,

внесённые в эти списки (“ревизские сказки”), должны были платить подушную

подать. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей

ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все

податные сословия, за исключением помещечьих крестьян, платили государству по

40 коп. “оброка”, что должно было уравновесить их повинности с повинностями

помещечьих крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6

млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была

распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не

платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное крестьянство

Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти

категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для

них была феодальной рентой, которую они платили государству.

Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как

представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество

всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в

результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и

управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других

расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную -

по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых

грузов и должностных лиц и т.д.

4. Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во

второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма

прочными, она сохраняла административную, финан­совую и судебную автономию по

отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и

Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих

позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной

жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более эффективное

использование церкви для нужд государства, а если конк­ретнее - на выжимание

из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство

флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще

и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриа­на. Петр

распоряжается провести ревизию для переписи имущества Пат­риаршего дома.

Воспользовавшись информацией о выявленных злоупот­реблениях, Петр отменяет

выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому

Стефану Яворскому пост "местоб­люстителя патриаршего престола". В 1701 г.

образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами

церкви. Цер­ковь начинает терять свою независимость от государства, право

рас­поряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном бла­ге, для

которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает

наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число

монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в

Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать

монастыри как приюты для отставных сол­дат и нищих. В указе 1724 г.

количество монахов в монастыре ставит­ся в прямую зависимость от числа людей,

за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического

оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович

составляет Духовный регламент, который предусмат­ривал уничтожение института

патриаршества и образование нового ор­гана - Духовной коллегии, которая

вскоре была переименована в "Свя­тейший правительственный Синод", официально

уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-

президентами - Фео­досий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода

явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся

власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Совре­менник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались

про­тестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам

духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол

кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских

свя­щеннослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора

за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились

учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный

оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже­городской и Астраханской

губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати

было освобождено только 3044 священ­ника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди

священников вызвало Поста­новление Синода от 17 мая 1722 года, в котором

священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у

них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния

и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и

управляемую светской властью.

5. Экономические преобразования.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промыш­ленность

совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо­зяйства в первой

четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду­щим периодом. В Московском

государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия -

Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др.

Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой

степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего

освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье

для промышленности, развития животноводс­тва, продвижения земледелия на

восток и юг, а также более интенсив­ной эксплуатации крестьян. Возросшие

потребности государства в сырье для российской промышленности привели к

широкому распростра­нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г.

поощрял выра­щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для

шел­копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс­тва в

Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения

феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих

крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие

сельскохозяйственные местности на заработки, и пло­дородный Юг, где дворяне-

землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились

города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры,

мосты, дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые

денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время

являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для

государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей

обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от возраста, с

которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с

государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную

политику и резко подняло доходы государс­тва (примерно в 4 раза; к концу

правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и

ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200

новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства была

также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от

конкуренции со стороны западноев­ропейской путем введения очень высоких

таможенных пошлин (Таможен­ный устав 1724г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но

использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,

приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В

зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту­ры делились

на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам было

предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием.

Государственные казенные заводы использовали труд государствен­ных крестьян,

приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас­теров. Они в основном

обслуживали тяжелую промышленность - метал­лургию, судоверфи, рудники. На

купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого

потребления, работали и посессион­ные, и оброчные крестьяне, а также

вольнонаемная рабочая сила. По­мещичьи предприятия полностью обеспечивались

силами крепостных по­мещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных

отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос­сии впервые. Основными

были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,

судостроительные, суконные, полотня­ные, кожевенные и т.п. Поощрялась

предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей,

которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, порохо­вой,

бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су­конной,

кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.

Огромный вклад в развитие металлургической промыш­ленности Урала внес Никита

Демидов, который пользовался особым рас­положением царя. Возникновение

литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство

Вышневолоцкого канала, способс­твовали развитию металлургии в новых районах и

вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая

промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура­ле. Крупнейшими

предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые

заводы, металлургические заводы Урала, Ха­мовный двор в Москве. Шло

укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала благодаря

меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки

конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальнос­тям, и в свою

очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела

нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми

передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий

срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить

военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

6. Реформы в области культуры и быта

Главным содержанием реформ в этой области было становле­ние и развитие

светской национальной культуры, светского просве­щения, серьезные изменения в

быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки

квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа

обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование

начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых

учебников, пришедших на смену церковным.

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому

кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной,

политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии

в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организо­ванной книготорговли,

а также созданием и развитием сети библио­тек. С 1702г. систематически

выходила первая русская газета "Ве­домости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изуче­ние и освоение

территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных

экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в

развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а соз­данная Петром

Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных

предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д.

Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии

летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в

России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития на­уки и просвещения

было основание в 1724г. Академии наук в Петер­бурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к гра­достроительству и

регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая

архитектура, а дворцы и особня­ки, дома правительственных учреждений и

аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой

четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же

время были написаны первые драматурги­ческие произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая при­вычная долгополая

одежда с длинными рукавами запрещалась и заме­нялась новой. Камзолы, галстуки

и жабо, широкополые шляпы, чул­ки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах

старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская

верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что

выз­вало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый

"бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что

отражало серьезные изменения их положения в об­ществе. Учреждение ассамблей

положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего

тона" и "благородного пове­дения в обществе", употреблению иностранного,

преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в.,

имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали

выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование

благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий, и

сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения

к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Заключение

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в

России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721г. титула

российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а страна стала

называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему

шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной

системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой,

оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских

реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми

средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу

государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле

одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные

воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная

роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость

России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за

счет жесточайшей эксплуатации и при­нуждения.

Сложность и противоречивость развития России в этот пери­од определили и

противоречивость деятельности Петра и осущест­вленных им реформ. С одной

стороны, они имели огромный историчес­кий смысл, так как способствовали

прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой

стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были

направлены на ук­репление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования

пет­ровского времени с самого начала несли в себе консервативные чер­ты,

которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не

могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате

петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где

сохранилось господство фео­дально-крепостнических отношений, но она не

могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукро­тимой энергией,

невиданным размахом и целеустремленностью, сме­лостью в ломке отживших

учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться

к методам и стилю проведения им преобразований, нель­зя не признать - Петр

Великий является одной из самых заметных фи­гур мировой истории.

Список использованной литературы.

1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

2. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. - М.:Высшая

школа,1985.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990

5. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред.

Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1983.

6. Соловьёв С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М., Изд-во “Правда”,

1989.

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены