Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Курсовая: Международные экономические организации

Курсовая: Международные экономические организации

Курсовая: Международные экономические организации

Министерство высшего и средне специального образования

Республики Узбекистан

Национальный Университет Узбекистана

Экономический факультет

Отделения МЭО

Курсовая работа

Тема: Виды и этапы развития международной экономической интеграции.

Выполнил: студент 3 курса Хайдаров Ё.

Проверил: проф. Вахабов А.В.

Ташкент 2003

Содержание

Введение.....................3

1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4

2. Этапы интеграции.............10

3.Формы экономической интеграции......... 22

Заключение...................40

Список использованной литературы........42

Введение

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного

этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом

ускоренного раз­вития региональных экономик и повышения конкурентоспособ­ности

на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная

экономическая ин­теграция — это процесс срастания экономик соседних стран в

хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых эконо­мических связей между

их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая

интеграция, воз­можно, в будущем станет начальной стадией глобальной

интег­рации, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,

обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые

количественные и качест­венные характеристики. Основные формы

мирохозяй­ственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция

населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции

международ­ных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли

невиданных ранее масштабов. Изме­нились их место и роль в развитии современного

общества. Это отражает возрастающее значение международной производственной

и научно-технической специализации. Вместе с тем это реальный фактор

развития интеграционного типа миро­хозяйственных отношений. Все это

предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре между­народной

торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между

экономически развиты­ми странами и группами стран (60—70% мирового

това­рооборота). Тем самым подготавливаются благоприятст­вующие условия для

международной экономической интеграции участников с более или менее близкими

уровнями развития в определенных регионах мира.

1.Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов

миграции населения, трудо­вых ресурсов, ведущей к международному перемеще­нию

такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки

миллионов людей. Ди­версифицировались регионы приложения ресурсов им­мигрантов,

их качественный, квалифицированный со­став. В свою очередь интеграционный

вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая офици­альные

границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные

преимущества.

В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более

высокому их этапу — меж­дународной интеграции. Они формируются как на

микро­уровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион,

группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия — увеличение объема

продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке,

пролонгация наиболее эффективных фаз жиз­ненного цикла товара. Результативность

деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи

между субъектами рынка, определяющую часть ко­торых представляют предприятия и

фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО — территори­альной

удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных

барьеров, тамо­женных и валютных препятствий.

Объективно возникают два пути:

• создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие

трудности (транс­фертные поставки, цены, благоприятные условия

вос­производства, лучший учет рыночной ситуации, прило­жение прибыли и т.д.);

• межгосударственные согласованные меры по це­ленаправленному формированию

мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного,

психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.

Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой,

эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений — международной

экономической интеграции.

С экономических позиций объективный фактор хозяйственной международной

интеграции — обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов

(естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданы: характер, и роль

приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально, после,

Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала задача

объединения, прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей,

металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в

Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития

становится технологическая сфера. В последнее время на важное место выдвигается

информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается

практическим опытом ЕС (Европейского Сообщества, в настоящее время —

Европейского Союза).

Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая

интеграция — логический, закономерный результат транснационализации

микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя

"встраивается" в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе

международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.

Общество­веды по-разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей

точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое,

политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассмат­ривать ограниченно

только как таковое. Взаимосвязь взаимозависимость отдельных акций и процессов

усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий, как

в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая

трансакция в области мирохозяйственных связей неизбежна, затрагивает внутреннюю

экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и

т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и

обратный эффект. Из такого подхода выте­кает, что простая и даже комплексная,

но лишь эконо­мическая оценка данной трансакции недостаточна. Не­обходим учет

ее последствий хотя бы в названных сфе­рах. Тогда решение о трансакции

потребует корректи­ровки, и возможно, окажется нецелесообразным. Не­сколько

иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или

менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в

пределах определенной сферы, в данном слу­чае экономики, хотя обязательна во

всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производ­ство,

обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком

понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в

оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле

понятия — это не од­нозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он

проявляется, в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней

торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов

производства, производствен­ного, научного, технико-технологического,

инжиниринго­вого и информационного сотрудничества. МЭИ означает продвижение

всех этих блоков, их более тесное перепле­тение в международных масштабах. В то

же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим

сферам. Масштабное, устойчивое и деловое постоянное международное

сотрудничество предопре­деляет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое

человеческое общение, усиливает необходимость пре­одоления национальной

замкнутости и эгоизма. Созда­ются дополнительные предпосылки прозрачности

госу­дарственных границ, особенно в части формально-' бюрократических

и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование

единого экономического, правового, информационного про­странства для

свободной и эффективной предпринима­тельской деятельности всех субъектов

хозяйствования. Тем самым имеются все основания утверждать, что МЭИ вполне

вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ,

означающее взаимоприспособление национальных экономик встраивание их в

единый воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять

другие сферы международных отношений: развивается практи­ка межгосударственных

(многосторонних и двусторон­них) соглашений, создаются надгосударственные

струк­туры и органы согласованной международной системы регулирования,

применяются специальные механизмы инструменты.

Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке

процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и обрат­ных

эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ

становится действенным методом данного процесса, способствующим решению вечной,

всемирно-исторической задачи — возможно полного удовлетворения духовных и

материальных по­требностей мирового сообщества.

В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и

Чехия) активно включи­лись в широко идущие на Европейском континенте процессы

либерализации внешней торговли, используя для этого, в частности, создание зоны

свободной тор­говли. В основе проявленной инициативы странами Центральной

Европы (ЦЕИ — Центральноевропейская инициатива, в дипломатической практике

распростра­нена и данная аббревиатура) по созданию зоны свобод­ной торговли

лежит стремление к включению в экономическую и политическую систему

Европейского Союза в целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.

В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское

соглашение о свободной торговле (СЕРТА или, как указано выше, ЦЕИ), к которому

с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение предусматривает создание

зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их

принятия путем постепенной взаимной отмены тамо­женных пошлин и других

нетарифных ограничений.

Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры не

могут в одностороннем по­рядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые

торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев, при

которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или приме­нить

специальные защитные меры. Условия, срок дей­ствия, сфера распространения

защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и темп их либерали­зации

четко регулируются соглашением.

Центральноевропейское соглашение предусматрива­ет создание зоны свободной

торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных барьеров

в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных производителей в

странах "четверки" к растущей конкуренции на внутреннем рынке с товарами

примерно равного качества и техни­ческого уровня.

Либерализация торговли сельскохозяйственными то­варами в рамках CEFTA в

результате существенных из­менений первоначального соглашения, вступивших в

силу с 1 июля 1994 г., носит более широкий характер.

Страны Центральной Европы намерены создать зону свободной торговли

сельскохозяйственной продукцией с учетом практики реализации договоренностей в

1996 г.

Положительным итогом выполнения соглашения свободной торговле является

стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран

Центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения таможенных

пошлин, закреп ленный соглашением, гарантирует национальным производителям и

иностранным инвесторам, использую­щим импортное сырье, материалы и

комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на нацио­нальных рынках

централ внеевропейских стран.

В результате поэтапного снижения импортных по­шлин на основе реализации

соглашения о свободной торговле и договоренностей "Уругвайского раунда" можно

ожидать в последующем ускоренного роста им­порта этих стран по сравнению с

экспортом, так как его либерализация была осуществлена ранее. Это в свою

очередь может увеличить торговый дефицит стран Центральной Европы с развитыми

европейскими стра­нами.

За время действия соглашения о свободной торговлей стороны в умеренной

степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка на

основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика

либерализации.

Заключение соглашения о свободной торговле в сочетании с присоединением к

решениям "Уругвайского раунда" поставило со всей остротой проблему повышения

конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за льготный период (до полного

создания зоны свободной торговли) страны региона не смогут расширить

произ­водство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в мировой экономике

они сохранят свое положение как поставщиков главным образом энерго- и

металлоемких изделий с невысоким уровнем обработки и экологически вредных

продуктов. В настоящее время развитие экспорта стран Центральной Европы

сдерживается не столько внешними барьерами, сколько внутренними трудностями,

которые являются результатом перестрой­ки их экономики.

Проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных

товаров, изме­нения структуры экономики. Полное использование возможностей,

предоставленных соглашением, тормо­зится Соглашение создало лишь благоприятные

торгово-экономические условия для развития экспорта стран Центральной Европы,

однако только либерализация внешнеэкономической сферы оказалась недостаточной

для решения внутренними трудностями, значение которых в последнее время

возросло.

2.Этапы интеграции

В своем развитии интернационализация хозяйствен­ной жизни прошла ряд этапов.

Первоначально она за­трагивала сферу обращения и была связана с возникно­вением

международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII —

начала XX в., сов­павший с развитием капитализма.

В конце XIX в. набирает силу международное дви­жение капиталов, выходящее в

настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенси­фицирующее

воздействие на мировую торговлю товара­ми и услугами — это важная и реальная

предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производст­ва и

научно-исследовательской деятельности, а послед­нее знаменует переход к

качественно новому этапу ми­рохозяйственных отношений, т.е. международной

эко­номической интеграции.

МЭИ означает взаимоприспособление националь­ных экономик, внедрение их в

единый воспроизвод­ственный процесс. Это предполагает известную

терри­ториальную, экономическую, структурную, технологи­ческую близость

стран—участниц международной ин­теграции и объясняет ее региональный характер.

Хро­нологически интеграционный тип МЭИ начал склады­ваться после Второй мировой

войны.

Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд

стадий МЭИ, обусловленных количественными и качест­венными показателями их

развития. Это не только мас­штабы международной торговли — экономической

дея­тельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчи­вость взаимодействия

национальных экономик.

В современной теории МЭИ различают пять ступе­ней или последовательных этапов

развития интеграци­онных процессов:

· зона свободной торговли;

· таможенный союз;

· единый или общий рынок;

· экономический союз;

· экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна меж­дународная интеграционная

группа стран прошла ре­ально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Дру­гие

интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый

и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть

особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их

определения, обозначить основные механизмы.

• Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной

торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в

рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных

ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения

о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в

течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других

1| нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам

либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по

таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывал­ся при становлении ЕЭС,

актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной

торговли (НАФТА) и в общем, рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых

речь пойдет ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе

взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры

не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить

новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень

таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и

действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин

предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и

предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ

позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках

"Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической

деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе

с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование

деятельности в соответствующей области про­исходит без создания постоянно

действующих надна­циональных систем управления или принятия специ­альных общих

решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами

стран-участниц по политическим проблемам и руководителя­ми министерств и

ведомств (внешнеторговых, финансо­вых и др.) — по экономическим. Эти решения

уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая

скоординированность шагов и обязатель­ность сторон. С правовой точки зрения

международные договоренности обретают преференциальное по отно­шению к

внутренним законодательным актам положе­ние.

Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это,

естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и целый ряд негатив­ных моментов, замедляющих

процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не

всегда благоприятно воз­действует на качество и технический уровень изделий

отечественной промышленности. Либерализация им­порта создает серьезную угрозу

для национальных про­изводителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех

из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и

качественными им­портными товарами. Без поддержки их со стороны го­сударства

велика опасность того, что иностранные про­изводители вытеснят отечественных со

своего же внут­реннего рынка, несмотря на применяемые средства за­щиты.

Следует, однако, отметить, что возникает опас­ность закрепления иностранных

компаний в промышленных структурах "страны пребывания".

• Следующей ступенью международной экономи­ческой интеграции является

таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении

таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В

соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких

таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и

создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются

недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае

предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных

барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю

между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между

странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в

союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не

предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения

различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются

самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной

внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в

части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более

совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят

серьезные изменения И структуре производства и потребления стран-участниц.

Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным

тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют

товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в

свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и

производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС

производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных

преимуществ".

Возможны два варианта развития событий: устанав­ливаемый на внешних границах

ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа,

существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже.

Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказы­ваться от более

дешевого внешнего источника снабже­ния в пользу внутрисоюзных ресурсов, более

дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых раз­личных соображений,

например, из стратегических по­сылок: страны сообща решают приступить к

интенсив­ной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы

уйти от внешней зависимости. Приня­тие таких мер заставляет разработчиков

технологий ид­ти на проведение совместных исследований, переори­ентирует потоки

ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать

допол­нительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф

стран-участниц ТС, то с уче­том результирующих цен происходит переориентация их

внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для

усиления конкурен­ции внутренних и внешних производителей, если необ­ходимо

"подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной

продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа опре­деленным

образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает,

что регулиро­вание внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие

внутреннего рынка товаров и услуг. Проис­ходит снижение или замедление роста

цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и постав­щиками

импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе

союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ре­сурсов чисто технически

решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами.

"Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать бо­лее приемлемые условия для

привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное

воздействие на экономический рост. Функционирова­ние ТС требует изменений в

подходе к управлению ин­теграционными процессами. Как уже указывалось вы­ше,

деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих

органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошли­нам и совместному осуществлению

координационных мер требует существенного пересмотра подходов к раз­витию

многих отраслей национальной экономики в ка­ждой стране. Во-вторых, необходима

координация раз­вития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что

ведет к появлению новых различных про­блем в других сферах деятельности.

В-третьих, возника­ет потребность в переговорах по согласованию не толь­ко

таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних

рынков к возникаю­щим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании

наднациональных органов, которые будут раз­рабатывать, координировать,

контролировать деятель­ность отдельных сфер внешней торговли и производст­ва.

Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также следующее. Функцио­нирование ТС отнюдь не

предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра

про­изводимых и потребляемых товаров. В сферу интегра­ционной деятельности на

этом этапе постепенно попа­дают самые различные отрасли и секторы экономики.

Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне,

обеспечивающее производ­ственную интеграцию. Интеграция происходит и в

валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на

первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего

фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые фи­нансовые институты, банки,

страховые компании игра­ют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной

политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность,

отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интегра­ции является единый рынок

(ЕР). К настоящему време­ни этот этап интеграционного развития реализован в

Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические

выводы и оценки. Не ис­ключено, что в перспективе, по мере продвижения впе­ред

других подобных интеграционных структур, воз­никнут новые ситуации, присущие

этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практи­ки ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими

факторами, так и политиче­скими. (Кстати, данное положение будет верно и для

последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не

только для ЕС.) Не­смотря на исчезновение в определенной мере тарифных

препятствий по обмену, существуют и нетарифные: раз­личия в технических нормах,

законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при созда­нии

ТС, например, в Европе, не предвиделось возник­новения подобных трудностей. В

период особенно сла­бого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д.

Эксперты подчеркивают, что создание "действи­тельно единого" внутреннего рынка

требует гармониза­ции большого количества законодательств и норм, ка­сающихся

многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма

сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха

необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление

наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7

обяза­тельных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако

именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами

и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим

странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно.

Тре­тья задача — разработка общей политики развития от­дельных отраслей и

секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько

это важно для последующего закрепления интеграции, ка­ков будет социальный

резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и

по­требностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в

качестве избранных сфер были оп­ределены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей

силы, услуг и информации, допол­няющих беспрепятственное перемещение товаров.

Не­обходимо обозначить и следующую пятую задачу, ре­шаемую при создании ЕР:

формирование общих фон­дов содействия социальному и региональному разви­тию,

что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя,

ориентацию на удов­летворение "потребностей на местах", позволяющую реально

ощутить преимущества интеграционных про­цессов. Эти экономические шаги

обусловливают согла­сование серьезных мер по гармонизации и унификации

национальных законов. При этом особое место отво­дится введению системы мер,

предотвращающих нару­шения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем

самым предопределялась необходимость формиро­вания специальных, в том числе

наднациональных, ор­ганов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,

Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европей­ский Совет. Другие интеграционные

группировки, вероятно, бу­дут иметь иные органы управления и контроля. Задачи,

которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит ре­шать интеграционным

группировкам, потребуют созда­ния и использования соответствующего

инструмента­рия.

• Строительство ЕР должно завершиться создани­ем подлинно единого

экономического, правового и ин­формационного пространства и дать импульс для

пере­хода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических

разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически

отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как из­вестно, в Европе ЕР был создан

к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и

Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схема­тичном виде выглядит следующим

образом. Основные направления политики стран-членов и Союза опреде­ляются

совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за

ходом экономи­ческого развития каждой страны и Союза в целом. При

несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям

ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционирова­нию

ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены

должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим

установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом по­следнего этапа формирования ЭВС

предусматривается проведение единой валютной политики, введение еди­ной валюты

— ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе

с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков

стран, входящих в ЭВС.

Другим практическим примером международной ин­теграции является

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано

Согла­шение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать

суть ос­новных положений Соглашения и сравнить с основопо­лагающими посылками

документов Евросоюза, то оче­видно главное: демонтируются не только таможенные

барьеры, НАФТА открывает путь к созданию континентального единого рынка для

свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам

специалистов не исключено, что уже через 15 лет про­изойдет слияние трех

национальных рынков и сформи­руется зона свободной торговли с населением более

375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не

созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные

сущест­вующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в

процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет

про­диктовано необходимостью

Создание НАФТА было в большей мере иницииро­вано решениями политиков, хотя

значение экономиче­ских императивов при этом нисколько не приуменьша­ется. В

начале 90-х годов с окончанием "холодной вой­ны" радикальным образом

изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире:

исчез­ли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции

России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляют­ся

попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под

американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической

мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных

экономических и научно-техни­ческих потенциалов стран ряда регионов с

аналогичны­ми показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно

долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к

политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение

интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи

Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятель­ность

организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,

просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка,

идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономиче­ского сообщества и

т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не

насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы

предупредить возможные негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства

на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов

на своем континенте.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на

огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно

благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит

асимметрич­ный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности

1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА

заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика,

обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки

относящаяся к разви­вающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный

и южный партнеры многократно уступают США.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом

обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень

высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС,

доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля

Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к

выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления

интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность

канадских фирм ста­ла приближаться к аналогичному показателю для аме­риканских.

Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была

предваритель­но, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабаты­вающей и

добывающей промышленности. Правительст­во Канады считает, что участие в НАФТА

позволит бо­лее тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продук­ции, повысить

прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке.

Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления

интеграции с США, с НАФТА, так как аме­риканские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и су­ществуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще

и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные

сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить

темпы своего разви­тия, провести реформы и уже через 10—15 лет прибли­зиться по

уровню своего развития к промышленно раз­витым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации движения капитала, начался его при­ток, вырос

объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что

мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор се­верных соседей,

особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА,

поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время

просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой

экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет

ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные

организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой

кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и

достаточно мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения

хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией,

Италией, Испанией, в конечном счете приводили к замедлению экономического

роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических

отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми

начали движе­ние к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и

Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные

европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой

экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других европейских

стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате

все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому

влиянию ЕС.

3.Формы экономической интеграции

Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается

с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о Европейском

объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ,

Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория

западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития

начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании

Европейского экономического со­общества (ЕЭС) и Европейского сообщества по

атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем

развития, что во многом определило высокие темпы их экономи­ческого роста на

протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца

50-х гг. до на­стоящего времени протекало неравномерно и относительно

про­тиворечиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при обра­зовании ЕЭС,

реализовывались достаточно последовательно и ус­пешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интегра­ции можно условно

подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золо­тым веком» в

жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным со­зданием таможенного союза,

сравнительно успешным формирова­нием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС

трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка»,

были:

· постепенное устранение всех ограничений в торговле между

странами-участницами;

· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

· ликвидация ограничений для свободного

передвижения «людей, капиталов, услуг»;

· разработка и проведение общей политики в области транспор­та

и сельского хозяйства;

· создание валютного союза;

· унификация налоговой системы;

· сближение законодательства;

· разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая

структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия ев­ропейских сообществ, Европейский

совет, Европейский суд, Евро­пейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка

товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан

таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках

таможенного союза были:

· ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле

стран-участниц

· установлен единый таможенный тариф по отношению к тре­тьим странам;

· достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов,

денеж­ных переводов, предоставления услуг;

· обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода вы­бора

места жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интег­рации. Одновременно

делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления

коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования

через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой

системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для

многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС. Формирование общего

рынка ускорило процесс превращения рациональных монополий стран ЕЭС в

транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров.

Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран — участниц Сообщества от

замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к

внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в исто­рию ЕС тем, что

удалось принять программу европейского валют­ного сотрудничества, создать

механизм внешнеполитических кон­сультаций. Все же проявившиеся негативные

тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской

экономи­ческой интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и

начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С

вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо,

поскольку экономика этой стра­ны находилась на значительно более низком уровне

по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего

расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоеди­нение Испании и Португалии

привело к обострению ранее суще­ствовавших межстрановый диспропорций. На момент

вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину

сред­него по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно

один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из

тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в

развитии западноевропей­ской интеграции, связанными, прежде всего с принятием

Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообще­ства — создание

Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический

альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их

экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и

согла­сование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным

положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого

экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы

хозяйственный единый организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные

процессы стран — членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики

и права, науки и экологии, регионального развития, со­циальных отношений. В

начале 90-х гг. страны — члены ЕС прак­тически завершили создание основ единого

рынка и вплотную при­близились к формированию валютно-экономического и

политичес­кого союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В со­ответствии с

Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение

факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества

возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в

качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 ян­варя 1994 г.

ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с чис­лом стран-участниц, возросшим

до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка.

Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают

создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро,

образование единого западноевропейского простран­ства без внутренних границ.

Состоящий ныне из 15 государств-членов, Европейский союз яв­ляется наряду с США

и Японией одним из главных в мире произ­водителей и потребителей. На его долю,

по данным Евростата, при­ходится 57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же

время доля стран ЕС в мировой торговле за последние два десятилетия падала,

несмотря на увеличение числа членов Союза. Размер годового ВВП на душу

населения, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности, в среднем

составляет для стран ЕС 17,3 тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых

социально-эко­номических достижениях ЕС, его население составляет лишь 7%

мирового.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия про­тиворечий и

трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановое и внутристрановые

диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.

Значительные проблемы возника­ли и возникают в процессе осуществления единой

аграрной поли­тики, единых централизованных цен на основные виды

сельскохо­зяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение

конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение

доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др. С

существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со вступлением в

него новых членов. В марте 1998 г. нача­лись активные переговоры с группой

стран — претендентов на вступление в ЕС. ЕС поворачивается лицом к Восточной

Европе. Будущими новыми членами ЕС могут стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения,

Эстония. Активизировалась Турция в ее стремлении вступить в ЕС. С января 1996

г. вступило в силу соглашение о тамо­женном союзе Турции с ЕС. Все новые

претенденты на членство в ЕС, за исключением Кипра и Турции, представляют еще

только реформирующийся на рыноч­ный и демократический лад постсоциалистический

регион Цент­ральной и Восточной Европы. Переговорный процесс по вступле­нию

новых «восточных» членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно

напряженным и длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению

в ЕС будут весьма высо­кими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели

выделять около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается.

В основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,

развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды, на

обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики

западноевропейской интеграции под эгидой ЕС вы­двинули концепцию развития

экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических

кругов». Что касается кон­цепции «Европы разных скоростей», то интеграционные

процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти скоростях. Самая бы­страя

— это 11 членов валютного союза. Затем идут Великобрита­ния, Швеция, Дания,

Греция, которые на первом этапе воздержатся от введения евро. За ними следуют

«пять плюс один» самых достой­ных из 11 претендентов, последним из которых

является Турция.

Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Вос­точной Азии.

На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран

Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех ази­атских

«драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Ма­лайзия, Индонезия,

Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой

группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран —

участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и

имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также

отрегулированной формой сотрудничества. В пла­нах АСЕАН до 2000 г. снизить

таможенные пошлины стран-участ­ниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований

товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в

2003 г., а при благоприятном развитии событий — к 2000 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной

степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского

экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество

(АТЭС) — это межправи­тельственная организация, объединяющая 21 государство

региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития

экономического сотрудничества в бассейне Тихого океа­на. Первоначально в нее

входили 12 стран: Австралия, Бруней, Ка­нада, Индонезия, Япония, Малайзия,

Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие

годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили,

Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рам­ках его рабочих

органов определяются региональные правила ве­дения торговли, инвестиционной и

финансовой деятельности, про­водятся встречи отраслевых министров и экспертов

по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе

которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения

благ от развертывающихся в ре­гионе интеграционных процессов. По оценкам

экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных

до­ходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее

конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

(АТР), многие специалисты указывают на осо­бые условия и своеобразие ее

развития. К числу основных особен­ностей интеграционных процессов в АТР можно

отнести следую­щие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей

роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это

проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных

региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета —

ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС

(в 1980 г.) намного опе­редило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС

ос­новывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со

своими правительствами и получали от них всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с сущест­венно разными

уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими

системами. Уникаль­ная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две

великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический

гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной

между­народной структурой интеграционного типа, куда входит эта дер­жава. Важно

отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения,

между которыми требуют благопри­ятных внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегио­нальные

экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоо­кеанский форум и др.), т.е.

допускает разные уровни интегра­ции, например по степени либерализации внешней

торговли;

• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в

СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического

глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс

посте­пенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических

союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри

тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов,

рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекциониз­ма,

стимулируются внутрирегиональные экономические связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысок.

Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития

экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и

других ограниче­ний. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне

сво­бодной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рам­ках этой

организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, при­нятому на совещании в

Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной

торговли и либерализация ин­вестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно

развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет проис­ходить в

соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вари­ант, закрепит за

АТЭС роль форума для обсуждения проблем тор­говли в регионе. В этом случае

неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что

приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других, более

интегрированных региональных группировок, тем более что степень

интегрированности отдельных стран в субрегионах и груп­пах АТР относительно

высока, и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития

интеграционных процес­сов региона в целом. Так, существует «треугольник роста»

— южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой

треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономичес­кая зона стран

бассейна Японского моря; индокитайская экономи­ческая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и

ЕС, что будет препятствовать быстрой либе­рализации мировой торговли и может

ограничить рамки интегра­ционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР спо­собствовал

формированию общего мнения о том, что центр миро­вого экономического развития

сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг. на страны АТЭС

приходилось 38,2% населе­ния мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС,

например, соот­ветственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и

страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами,

32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта тех­нологий. В сфере внешней торговли

зависимость от внутрирегиональные сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран

составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весь­ма

быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС:

Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).

По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до

2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут

значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров.

Высокие темпы эко­номического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки

товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС

станет стержнем экономического роста мира.

Интеграционные процессы в Южной Америке.

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской

Америки следует отнести Южноамерикан­ский общий рынок в составе Аргентины,

Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1

трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50%

совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного

объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась

отмена в перспективе всех пошлин и тариф­ных ограничений во взаимной торговле

между четырьмя страна­ми установление единого таможенного тарифа в отношении

тре­тьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, коор­динация

политики в области промышленности, сельского хозяй­ства, транспорта и связи,

согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к

таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного

внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров.

Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г. отмену нетарифных

ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли

вооружением и боевой техникой, ра­диоактивными материалами, драгоценными

металлами, предме­тами культурного национального достояния).

Для руководства процессом интеграции были созданы надна­циональные органы

управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;

исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со

штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе

общего рынка, в функции, которых входят вопросы внешней тор­говли, таможенное

регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая

политика, наземный и мор­ской транспорт, промышленные технологии, сельское

хозяйство и энергетика. Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об

определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность

становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.

увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств —

участников итерационной группировки в третьи страны за этот период воз­рос

немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем,

объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.

Расширение взаимных внешнеэ­кономических связей в рамках МЕРКОСУР

распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например,

япон­ская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение

авто­мобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., на­мерена

выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пика­пов в год. Половину этих

автомобилей намечено вывозить в Бра­зилию в обмен на комплектующие изделия,

производимые бра­зильскими предприятиями.

Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше

тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе

соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как

ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве между

МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла, Колумбия,

Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой перспективе

южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА, простирающейся от Панамского

канала до Магелланова пролива.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и

противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о

полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально

намеченному сро­ку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в

установ­ленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из тре­тьих стран.

Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов

МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых

у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производст­ва компьютеров

и телекоммуникационного оборудования. В част­ности, в середине 90-х гг.

Бразилия выступала за введение импорт­ных пошлин в торговле с третьими странами

на продукцию элек­тронной, нефтехимической промышленности и тяжелого

машино­строения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай,

опасающиеся технологической зависимости от Брази­лии и Аргентины, были за

минимальные пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные.

На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит

преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономи­ческих

потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных ме­ханизмов с регулирующей

ролью государства в условиях специ­фики латиноамериканского региона, еще

недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием

кор­пораций США.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в

Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям

импульс к «более высокой степени интеграции»;

• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас,

Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,

предусматри­вается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении

третьих стран;

• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 анг­лоязычных стран

Карибского бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет

ряд еди­ных внешних тарифов.

Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации

Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества

(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План

постепенного — в шесть этапов — созда­ния АфЭС должен быть реализован в течение

34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС яв­ляются уже существующие

субрегиональные группиров­ки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА,

ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им,

их всемер­ному укреплению и усилению скоординированность их деятельности.

Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных

африкан­ских группировок, которое пока оставляет желать луч­шего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая ак­тивизация деятельности

Экономического - сообщества западне африканских государств

(ЭКОВАС), ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в ре­гионе.

ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе

18-го саммита ЭКО­ВАС было объявлено об официальном вступлении в си­лу

обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым

ряд государств этого субрегионах связывают надежды на дальнейшую активи­зацию

сотрудничества и углубление интеграции, в част­ности, путем реализации

договоренностей о свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и

транспортной сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала,

введении к 2006 г. единой ва­люты. Осуществление планов Сообщества

наталкивается на значительные трудности, обусловленные различием в уровнях

экономического развития государств, их не­одинаковыми подходами к использованию

властных и рыночных рычагов для решения экономических, фи­нансовых, торговых и

иных задач. Повышению эффек­тивности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют

соперничество между франко и англоязычными стра­нами субрегионах и их более

тесная, чем в других регио­нах, привязанность к бывшим метрополиям, а также

внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мне­нию ряда государств,

«локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке.

В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о

преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной

Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах

которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,

сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея

создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки

(САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне

(Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций —

в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в

этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается

значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая

обстановка и валютно-финансовая сфера.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический

региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации

развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время

в САДК входят 12 госу­дарств. По замыслу учредителей САДК, развитие

со­трудничества должно идти по принципу «гибкой гео­метрии» и разнотемповости

интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами стран

3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются меры по

постепенной унификации подходов к созда­нию приемлемого для всех

инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на

препятствия объектив­ного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где

расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные

различия в эконо­мическом и социальном развитии, расстановке внут­ренних и

внешнеполитических приоритетов, на что час­то накладываются и личные амбиции

некоторых госу­дарственных лидеров. Естественно, характер субрегио­нального

развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной страны

в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что трансформация САДК в

действительно крепкую интеграционную груп­пировку требует определенного

времени.

В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично

развивался Тамо­женный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет

в своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля

возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе

совме­стного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный

союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк

госу­дарств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников

платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного

сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд

солидарности.

К проблемам развития данной экономической груп­пировки следует отнести разный

уровень экономиче­ского развития стран, однородность и слабую диверси­фикацию

национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность

в ряде стран. Это отнюдь не способствует решению важней­ших задач, определенных

в Договоре: свобода движения капиталов (постепенной ликвидацией таможенных

барьеров внутри ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание про­мышленной кооперации,

создание СП и др. В марте 1994 г. члены Союза приняли решение о постепенной

трансформации ЮДЕАК в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход

на более высокий уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много

проблем.

Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и

среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует

Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую

Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман

(«неф­тяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организа­ции

экономического сотрудничества центрально-азиатских госу­дарств (ОЭС-ЭКО),

которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего

Центрально-азиатского общего рынка, кото­рый должен включать и мусульманские

республики СНГ — сред­неазиатские, Казахстан, Азербайджан.

Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции,

следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и

различаются между собой по харак­теру, движущим факторам, темпам развития.

Большинство развивающихся стран практически находятся вне процесса интеграции в

ее подлинном смысле, т.е. процесса постоянно развивающихся непосредственных

межстрановый связей на уровне как отдельных фирм и предприятий, так и

национальных хозяйств в целом. Эко­номическое сотрудничество развивающихся

стран, провозглашение ими интеграционных целей является лишь подготовительной

ступе­нью реального интеграционного процесса. Многие из провозгла­шенных

интеграционных группировок в силу незрелости социаль­но-экономических

отношений, примитивности и структурной недифферинцированности национальных

хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти

формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу.

Интеграционная развития СНГ

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные

части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение

труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития

производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был

очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в стра­нах—членах СНГ

в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции

среди бывших советских республик. На пер­вом этапе они проявлялись в попытках

оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от

дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области,

где прекращение связей оказывало особенно неблаго­приятное воздействие на

состояние народного хозяйства (транс­порт, связь, поставки энергоносителей и

т.п.). В дальнейшем, при­мерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к

интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими

основными факторами:

· разделением труда, которое невозможно было изменить

це­ликом за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще

нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени

соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

· желанием широких масс населения в странах — членах СНГ

поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного насе­ления, смешанных

браков, элементов общего культурного про­странства, отсутствия языкового

барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

· технологической взаимозависимостью, едиными техничес­кими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на про­тивоположные тенденции,

определявшиеся прежде всего стрем­лением правящих кругов в бывших советских

республиках упро­чить недавно полученный суверенитет, укрепить свою

государст­венность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и

соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если

интеграционные меры воспринимались как ог­раничение суверенитета. Однако всякая

интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым

органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение

су­веренитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые

интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как

попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно

проти­водействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая расту финансовую и

политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не

препятствовать интеграционным про­цессам.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что

определялось не столько экономическими, сколь­ко политическими и даже

этническими факторами. С самого на­чала прибалтийские страны были против

участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

Рос­сии и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и

«войти в Европу» было доминирующим, несмот­ря на высокую заинтересованность в

поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ.

Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины,

Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положи­тельно — со стороны

Белоруссии, Армении, Киргизии и Казах­стана. Поэтому многие из них

рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода»,

стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким

образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей

и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй

план. Отсюда и хроническое неудовле­творительное выполнение принятых решений.

Ряд стран пыта­лись использовать механизм интеграционной группировки для

Достижения своих политических задач.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято

президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием

Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ

присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе

определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в

экономической, политической и гуманитарной об­ластях, поддерживать и развивать

контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и

предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоеди­нения

других стран.

Заключение

Международная экономическая интеграция — характерная осо­бенность

современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным

инструментом ускоренного и гармоничного развития ре­гиональных экономик и

повышении конкурентоспособности на миро­вом рынке стран — участниц

интеграционных группировок.

Между странами — участницами интеграционного объединения, прежде всего

снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда

наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный

тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;

общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы»

пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капитала и людей;

экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свобод­ной торговли,

таможенном союзе и общем рынке дополняются согла­шениями о проведении общей

экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты

управления интеграцион­ным объединением. Дальнейшее развитие и

совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно,

приведет к по­литическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения

в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая

образование центральных органов с еще большими полномо­чиями и властью, чем

наднациональные институты управления.

По ряду объективных, а также субъективных причин именно в За­падной Европе

существует насущная потребность в развертывании ин­теграционных процессов,

которая привела к созданию ЕС. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы

может во многом потеснить доллар США в качестве международного

платежно-расчетного средства.

Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском

континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, по­ложат начало всеамериканской зоне

свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-членов,

пытается выйти из экономического кризиса, прежде всего путем структурной

перестройки экономики входящих в нее стран.

Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-Тихоокеанского

региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития сложно, хотя на

встречах в верхах оговаривались кон­кретные даты торгово-экономического

сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны свободной торговли и

снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических отношений.

Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в

прошлом разделение труда, технологическая взаи­мозависимость, элементы общего

культурно-цивилизационного про­странства.

Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ ограничить

свой суверенитет, экономические трудности, незавер­шенность строительства новой

социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных процессов

определя­ются разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого

заключено большое число соглашений экономического, политического и

гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью которых

является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных

скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было

достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено.

В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность

своего существования.

Список использованной литературы

1. И.А.Каримов «Узбекистан по пути углубления

экономических реформ», изд. «Узбекистан» 1995 г. Ташкент.

2. И.А.Каримов «Узбекистан стремится ХХI веку», изд. «Узбекистан» 1999

г. Ташкент.

3. Киреев А.П. «Международная экономика» изд. «Международные

отношения» 1999 г. Москва.

4. «Международные экономические отношения» Учебник под редакции В.

Рыбалкина, «Бизнес-школа», «Интел-синтез» 1998 г. Москва.

5. Вахабов А.В, Разыкова Г.Х «Международные экономические отношения»,

Тексты лекций. 2000 г. Ташкент.

6. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник,

изд. «Делон сервис», МГУ. 1998 г. Москва.

7. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»

Учебник, изд. «Юрист» 1999 г. Москва.

8. Рубцов Б.Б. «Зарубежные фондовые рынки», изд. «ИНФРА-М» 1996 г. Москва.

9. Федоров «Современные валютно-кредитные рынки»,

изд. «Финансы и статистика» 1998 г. Москва.

10. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных

отношений» Учебник, научный ред. В. В. Круглов, изд. «ИНФРА-М» 1998 г. Москва.

11. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические

отношения»: Учебник, изд. «Юрист» 2001 г. Москва.

12. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф.

А.С.Булатова. изд. «Юрист» 2000 г. Москва.

13. Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник 2-е

изд., перераб. и доп. « ИНФРА-М» 2000 г. Москва.

14. «Международные экономические отношения. Интеграция»:

Учебник. Пособие для вузов Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер,

изд. «Банки и Биржи», « ЮНИТИ» 1997г. Москва.

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены