Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Курсовая: Пар и Броня

Курсовая: Пар и Броня

Курсовая: Пар и Броня

ПАР И БРОНЯ

(ВМФ России во второй половине XIX начале XX века)

Курсовая: Пар и Броня

Московский Государственный Технический Университет имени Баумана

факультет Фундаментальные науки.

Реферат по истории отечества студента группы

Создание железного флота

После Крымской войны , ясно показавшей экономическую и научно-техническую

отсталость Российской Империи русский флот оказался в неутешительном

положении. Николаю II удалось наладить снабжение флота и постройку

боеспособных кораблей и к началу войны русский флот выглядел совсем неплохо

но ... оказалось что эра деревянных парусников прошла , и флот , разгромивший

турецкую эскадру в Синопе оказывается затопленным русскими же моряками ,

чтобы преградить путь паровой армаде англичан и французов к Севастополю ибо в

бою с ними парусные линкоры не имели ни малейшего шанса. Итак , кроме

бесполезных парусников в состав русского флота входили : 1 винтовой линкор ,

1 винтовой фрегат ,10 колесных пароходов ,18 небольших пароходов и 40

винтовых канонерок на Балтике , 12 колесных пароходов на Черном море , 2 и 8

небольших колесных пароходов на Белом и Каспийском море соответственно ,

винтовая шхуна и три парохода на Дальнем Востоке. Строительство винтовых

кораблей стало первоочередной задачей переоснащения флота.

Промышленность страны и адмиралтейские заводы не были готовы к такой работе

но задача была разрешена при содействии появившихся в то время предприятий

по производству частей механизмов . Морское ведомство заказало этим

предприятиям изготовление механизмов но полностью сборку машин приходилось

делать на верфи. Таким образом в 1858г. в составе флота было уже 6 паровых

линкоров , 5 фрегатов и 17 корветов (правда они представляли из себя

переделанные парусники и сохранили парусное вооружение). Однако в 1859г. во

Франции был спущен на воду линкор La Gloir , борта которого были защищены

металлическими плитами толщиной 100-120мм . Хотя по сути это был переделанный

деревянный линкор это судно считается первым броненосцем. В 1860г. вступил в

строй настоящий броненосец - полностью металлический английский Warrior ,

защищенный 112 мм броней. Французы тоже перешли к постройке металлических

кораблей. Крымская война стала последней , в которой принимали участие

деревянные красавцы -линкоры с небоскребами парусов , на море начиналась

эпоха пара и брони.

В России в 1863г. для опыта были обшиты 100мм броней строящиеся деревянные

фрегаты “Севастополь” и ”Петропавловск” и в том же году была заказана в

Англии (русская промышленность не могла тогда справится с таким заказом)

железная броненосная батарея “Первенец” (водоизмещение - 3330 т , броня -

112 мм (пояс) вооружение - 26-68 фунтовые орудия). Было решено строить впредь

только железные суда , для чего принят ряд мер по переустройству казенных

верфей и содействию развитию существующих и основанию новых механических и

судостроительных заводов. Было перестроено Новое Адмиралтейство , в нем

расположили новые эллинги и мастерские , из-за границы доставили механизмы и

станки. Руководство постройкой кораблей поручили англичанину Митчелю т.к.

русские инженеры еще не имели в этом деле достаточно опыта , из Англии был

привлечен ряд специалистов . В январе 1863г была заложена , а в июне

1864г. спущена на воду плавучая батарея “Не тронь меня” - первое

броненосное судно русской постройки (конструкция корабля была аналогична

“Первенцу” , вооружение состояло из 14 - 203 мм орудий ) .

Тем временем русские корабли отправились в первый поход . В 1863-1864г.

возникли осложнения в отношениях с Англией и Францией и для оказания давления

на эти страны в Атлантику и в Тихий океан были отправлены две эскадры

рейдеров , для создания потенциальной угрозы английским морским коммуникациям

. Первой эскадрой командовал контр-адмирал С.С. Лисовский и в нее вошли

пароходофрегаты “Александр Невский” , “Пересвет” , “Ослябя”, корветы

“Варяг” и “Витязь” , клипер “Алмаз”. Эскадрой в Тихом океане командовал

адмирал А.А.Попов и в нее вошли корветы “Богатырь”,

“Калевала”,”Рында”,”Новик” и клиперы “Абрек ” и Гайдамак”.Таким образом

рождался новый тип боевого корабля - крейсер , предназначенный для действий

на коммуникациях противника. Появление русских кораблей в Нью-Йорке и Сан-

Франциско заставило англичан вести себя более сдержанно . Кроме того

специальная комиссия , состоящая из моряков и инженеров ознакомилась в США с

броненосцами мониторного типа .

Было решено построить 11 мониторов для обороны Финского залива (что было

тогда первоочередной задачей), и еще одну плавучую батарей “Кремль”. Так как

строить все корабли силами адмиралтейства было невозможно то был объявлен

конкурс на их постройку среди частных заводов. Два монитора строились в

адмиралтействе , один Митчелем , два - заводом Кара и Макферсона в

Петербурге (впоследствии Балтийский судостроительный и механический завод ),

два - бельгийским обществом “Коккериль”, построившем верфь в Петербурге , два

- предпринимателю Кудрявцеву , и наконец еще два монитора и батарея - заводу

Семянникова и Полетики (Невский завод). Механизмы для этих кораблей делались

на заводе Карра и Макферсона , Невском заводе и заводе Берда (франко-русский

завод). Башни делал Ижорский завод , орудия - Обуховский . Броня заказывалась

в Англии , но туда были командированы русские инженеры для постановки этого

производства в России. Снаряды изготавливались на частных заводах , в том

числе на Путиловском , а затем на государственных заводах на Урале . Таким

образом строительство броненосного парового флота способствовало развитию

тяжелой промышленности в России .

В 1864г. началась постройка двухбашенных канонерок (мониторов) “Чародейка” и

“Русалка” (водоизмещение - 1940т ; броня - 112мм , в оконечностях - 85 мм ,

вооружение - 4 орудия калибром 229мм) . Они представляли собой

усовершенствованный тип монитора , более мореходный , как считалось ,

однако их мореходность оставляла желать лучшего . Из -за малой

остойчивости и низкого борта в 1894г “Русалка” погибла со всем экипажем при

переходе через Финский залив при не очень сильном шторме. Помимо этого

началась постройка двухбашенных фрегатов “Адмирал Спиридов” , “Адмирал

Чичагов” и трехбашенных “Адмирал Грейг” , “Адмирал Лазарев” ( водоизмещение -

3500т. ; броня - 150 - 88 мм , вооружение - по два 229мм орудия в башне ).

Все эти шесть кораблей представляли собой по сути броненосцы береговой

обороны (не очень мореходные) для защиты Кронштадта. Они были спущены на воду

в 1867-1868гг.

Тогда же началась и постройка рангоутных фрегатов (по сути броненосцев)

“Князь Пожарский” и “Минин”. Это уже были корабли , способные совершать

дальние плавания . Первый был построен по типу английского казематного ( с

расположением главной артиллерии в каземате в центре корабля) броненосца

Bellerophon . (водоизмещение - 4500т. ; скорость хода - 12 узлов ; броня -

100 - 112 мм.; вооружение - 8 - 229 мм орудий ) , и в 1868г. спущен на воду .

“Минин ” в течение своего строительства испытал ряд переделок , так как

взгляды на лучший тип броненосного корабля еще не установились . Сначала

предполагалось разместить артиллерию в башнях и сделать корабль по типу

английского же низкобортного броненосца Capitan . В таком виде он был спущен

на воду в 1869г. однако после гибели Capitanа во время шторма в !870г.

постройку приостановили и решили превратить “Минин “ в броненосный крейсер

. Башни были сняты и заменены 4 - 203 мм орудиями в бортовых спонсонах и

12 - 152мм по бортам на верхней палубе , мощность механизмов увеличили .

Водоизмещение корабля возросло до 5740т. , а скорость до 14 узлов. Таким

образом в России возник класс броненосных крейсеров , океанских кораблей для

дальнего плавания но более сильных чем английские небронированные крейсера

специальной постройки . По похожему проекту были построены крейсера

“Генерал- Адмирал” и “Герцог Эдинбургский ” (водоизмещение

4600т.;вооружение - 4 - 203мм и 2- 152мм орудия; скорость - 13,6 и 15,3 узла

соответственно ). Интересно , что все эти четыре корабля несли полное

парусное вооружение. Кроме того для океанского крейсерства были построены 8

неброненосных клиперов водоизмещением 1330т. и со скоростью хода 11-13 узлов

, вооруженные тремя 152мм орудиями.

Начало возрождение черноморского флота

В 1871г. после франко-прусской войны наконец были отменены статьи

Парижского договора и Россия получила возможность иметь флот на Черном море

( до этого там допускалось иметь только 6 корветов водоизмещением до 800т.) .

Для защиты черноморского побережья решено было создать небольшие

броненосные суда с сильной артиллерией . Для уменьшения осадки и размеров

корабля при сохранении защиты и артиллерийской мощи был принят

экстравагантный проект адмирала Попова - круглого броненосца. Намечена была

постройка десяти таких судов , названных “поповками” но было построено всего

два “Новгород “ и “Вице-адмирал Попов”. Они имели водоизмещение 2500 - 3000

т. (при диаметре 30-36 м и осадке 4 м) , защищены броней толщиной 275-

450мм и 60-75 мм палубой , вооружение состояло из двух 280мм ( 305мм)

орудий. в барбетных башнях . “Поповки“ не прижились из-за трудностей в

управлении (вращение после выстрела , неустойчивость на курсе) , хотя

обеспечивали хорошую устойчивость артиллерийской платформы и неплохую для

плавучего форта скорость 6-7 узлов.

Следует также отметить построенную по проекту того же Попова яхту “Ливадия”

для царской семьи . Хотя это был не боевой корабль , но оригинальная

конструкция яхты (при длине 71м она имела ширину 47м , что делало ее очень

устойчивой) делала ее возможным прототипом для новых броненосцев. Яхта была

построена в Англии , при испытаниях она показала скорость 15,7 узлов на

мерной миле (при 14 расчетных) , что было удивительно для судна с таким

отношением длины к ширине. На пути в Черное море яхта действительно показала

хорошую устойчивость но при ходе против волны получала сильные удары в

носовой части. Необходимые переделки на яхте не были сделаны , по назначению

ее не использовали и переименовали в транспорт “Опыт” , таким образом

русские конструкторы , как и во всем мире , работали над усовершенствованием

броненосных кораблей , поскольку единых взглядов на то , как он должен

выглядеть еще не было , что вызвало к жизни различные , порой довольно

оригинальные проекты.

Когда началась война с Турцией 1877-1878гг черноморский флот только начал

возрождаться и борьба на море практически не имела места , ввиду

преобладания на море турецкого флота (12 броненосных кораблей и 6 мониторов

на Дунае ). По инициативе лейтенанта С. О. Макарова у Русского общества

пароходства и торговли (РОПИТ) были зафрахтованы пароходы “Веста” ,

“Владимир” , “Эльбрус” ,”Аргонавт ” и яхта “Ливадия” , которые были вооружены

артиллерией и превратились в легкие крейсера. Эти корабли действовали

довольно успешно против пароходов противника , а “Веста” под командованием

Н.М. Баранова даже приняла бой у турецкого броненосца “Фетхи-Буленд” и

выиграла его.

В условиях , когда крупным бронированным кораблям противника Черноморский

флот не мог противопоставить равных по классу , логичным было обращение к

минному оружию. Били построены (или переоборудованы) паровые катера ,

вооруженные шестовыми минами (выдвигавшимися вперед на шесте) , или (реже)

самодвижущимися минами Уайтхейда (торпедами) . Для доставки немореходных

крейсеров к портам противника использовался парохода “Константин” . Шестовые

мины начали впервые применятся во время гражданской войны в Америке. Несмотря

на то , что нападающий катер сам подвергается большому риску при взрыве , и

подойти практически вплотную к вражескому кораблю довольно сложно , действия

этих катеров оказались довольно эффективными : ими был подорван в Сухуми

броненосец “Ассари-Шевкет” и один монитор на Дунае. У берегов Батуми

торпедами , выпущенными с двух паровых катеров был потоплен сторожевой

корабль “Интибах” . Стало ясно , что даже небольшое (и дешевое) , но

скоростное и вооруженное торпедами судно может стать серьезной угрозой для

крупных боевых кораблей противника.

Строительство флота в конце XIX века

В царствование “Миротворца” Александра III Россия не вела войн ни на суше ,

ни на море , и Русские корабелы и моряки использовали это время для

оснащения флота современными кораблями , развитию новых образцов техники. Это

вполне удалось - к началу XX века Россия имела довольно мощный флот ,

занимая в некоторых областях (применение мин , радиосвязи , броненосных

крейсеров ) занимала лидирующие позиции в мире.

Строительство броненосцев

Еще в 1869г. , когда была решена проблема защиты Кронштадта путем постройки

небольших броненосцев береговой обороны началось строительство настоящего

мореходного броненосца “Петр Великий” , который стал последней работой

известного русского кораблестроителя М.М.Окунева . Корабль проектировался по

типу английского броненосца “Devastation” , конструкции известного

английского кораблестроителя Э.Рида . Корабль имел водоизмещение около 10 000

т. , броневой пояс толщиной 350-200мм , палуба - 75мм . Вооружение состояло

из 4 - 305мм орудий в двух башнях . Механизмы мощностью 8200 лс должны были

сообщать ему скорость в 14 узлов , и были изготовлены на заводе Берда . На

испытаниях корабль развил всего 12.5 узлов . Эти затруднения с механизмами

задержали его готовность до 1877г. , а в 1881г. он был отправлен в Англию для

установки новых машин и котлов усовершенствованного типа. В дальнейшем

броненосцы на Балтике у нас долгое время не закладывались , так как выбор был

сделан в пользу броненосных крейсеров , и мониторов .

В 1883г. на Черном море были заложены , а в 1886г. спущены на воду

однотипные “Екатерина II” , “Чесма” и “Синоп “ и позднее (заложен в 1889г. ,

спущен на воду в 1892г.) несколько измененный ”Георгий Победоносец”

(водоизмещение - около 10 000т ; скорость - 15-16 узлов ; бронирование 254 -

458 мм , палуба - 56мм; вооружение - 6 - 305мм и 7- 152мм орудий , 8-47мм

пушек ). Корабли были довольно удачными и имели оригинальную схему размещения

артиллерии - попарно по углам треугольного барбета . Все эти броненосцы имели

также торпедное вооружение и оснащались тараном , который ставился на все

броненосцы до Русско-Японской войны ( таранный удар действительно несет

мгновенную гибель кораблю противника , но развитие артиллерии и торпед уже

тогда сделало такое сближение кораблей невозможным).

На Балтике были построены 1887-1889гг. броненосцы “Александр II ” и

“Николай I” (водоизмещение - 9700т ; скорость - 14узлов ; пояс- 152-356мм ,

палуба - 75мм ). Эти корабли были сделаны по типу броненосца-тарана

(подобный был построен в Англии) , они были вооружены 2-305мм орудиями в

носовой башне , 4- 229мм и 8 - 152мм в бортовых установках . Эти корабли

получились неудачными из-за стремления сохранить небольшое водоизмещение ,

признанное достаточным для Балтики . По тому же типу но меньших размеров

(водоизмещение - 6600т.) был построен броненосец “Гангут” (он утонул в

1897г. наскочив на камни во время учебной стрельбы ) .

В 1891г. колебания в выборе прототипа для строительства кораблей прекратились

, и за образец были приняты английские броненосцы “Nile” и “ Trafalgar”

- бронированная цитадель в центре корпуса (при слабой защите оконечностей) ,

размещение главного калибра в концевых башнях , среднего - в бронированном

каземате между ними . Все последующие броненосцы до Русско-Японской войны

строились именно по такому типу. В 1891г. был спущен на воду “Наварин”

(водоизмещение - 10 000т . ; пояс - 407мм , каземат - 305 - 127 мм , палуба

-75 мм , башни - 305мм; скорость - 16 узлов; вооружение ; 4 - 305 и 8 -

152мм орудия , 6 торпедных аппаратов). В целом по всем тактическим

показателям он уступал прототипу - английскому Nile. Далее в 1894г. был

построен почти однотипный “Сисой Великий” , на котором броневая палуба была

снижена и положена поверх пояса (как на английском броненосце “Royal

Sovreign”). В 1898г. вводится в строй серия из трех кораблей “Полтава” ,

“Севастополь” , “Петропавловск” у которых водоизмещение возросло до 11 000т.

, и 152мм орудия были размещены в башне.

В 1900г. была построена серия “Ослябя” , “Пересвет ” и “Победа” ,

водоизмещением 12700т. и со скоростью хода 18 узлов. Эти корабли впервые

имели гарвеевскую броню (на предыдущих кораблях применялась броня компаунд)

, и бронепалубу со скосами к бортам . Эти корабли представляли собой

нечто среднее между броненосцем и броненосным крейсером и предназначались

для Тихого океана . Корабли получились неудачными - их вооружение (254-мм

орудия ) и защита были явно недостаточны для боя с броненосцами противника ,

а скорость - значительно меньше чем у броненосных крейсеров. Следует

отметить также броненосец “Ретвизан” , построенный в 1902г. в США по

заказу России . Это был нетиповой корабль Русского флота , его прототипом

послужил американский Maine. Он имел водоизмещение 12700 т. , скорость -18

узлов , бронирование : пояс - 227мм (крупповская броня) , каземат - 152мм и

палуба- 75мм. Вооружение состояло из 4-305мм и 12-305мм орудий . Этот

корабль , который можно назвать классическим образцом додредноутовского

броненосца стал одним из лучших кораблей русского флота.

В 1901г. Франции был заказан броненосец “Цесаревич” ставший прототипом для

серии кораблей : “Бородино” , “Орел” ,”Александр III” ,”Суворов” и “Слава”

, составивших основную ударную силу флота накануне Русско-Японской войны .

“Цесаревич” строился под руководством известного французского

кораблестроителя Эмиля Бертена. Он имел водоизмещение около 13 000т ,

скорость - 18 узлов . Защита его включала 250мм нижний и 152мм верхний пояс

, 50 - мм палубу поверх него и 38мм противоторпедную переборку вдоль борта и

по тем временам считалась одной из самых совершенных в мире. Помимо этого в

1893-1896гг. были построены три низкобортных броненосца береговой обороны

для Балтики, водоизмещением 4000т. , вооруженных 254мм и 152мм орудиями.

На Черном море в 1892г. был построен малый броненосец “Двенадцать апостолов

“ (водоизмещение - 8500т. ; бронирование - пояс- 350 мм , палуба - 60мм ;

вооружение - 4-305мм и 4-152мм орудия). Этот броненосец был удачным но

тактически необоснованым . В 1898г. были заложены “Три Святителя” и “Князь

Потемкин Таврический” по типу “Наварина” но более крупные (12 500т.) и лучше

защищенные . На “Потемкине” сталежелезная броня заменена крупповской , что

дало возможность увеличить число 152мм орудий и усилить палубы . Эти корабли

были наиболее сильными русскими броненосцами того времени , не уступавшими

зарубежным аналогам.

Крейсера

Как уже отмечалось , с постройкой “Минина” в России возник новый тип

кораблей - броненосный крейсер . В 1880-ых годах колебания в выборе типа

броненосца , финансовые и производственные затруднения привели к перерыву в

строительстве броненосцев. Было принято решение продолжить строительство

броненосных крейсеров , оказавшихся довольно удачными - большая дальность

хода позволяла им успешно действовать на океанских коммуникациях , сильное

вооружение и броневая защита делало их сильнее крейсеров противника , а

высокая скорость позволяла избегать встреч с более мощными броненосцами ,

между тем как стоили они намного дешевле последних ( что для русского флота

было немаловажно) . Предполагалось создать 4 крейсерских отряда по 3 корабля

в каждом , для действий в Тихом океане против возрастающего там влияния

Англии и Японии .

В 1881- 1883гг были заложены крейсеры “Владимир Мономах” и “Дмитрий

Донской” , представлявшие улучшенный тип “Минина “ (водоизмещение -

6000т.;скорость - 15-16узлов; бронирование : пояс -150мм , палуба - 50 мм ;

вооружение - 4 -203 и 12 - 152мм орудий) . Эти корабли продолжали нести

полное парусное вооружение. В 1884г. был заложен более совершенный “Адмирал

Нахимов” (водоизмещение - 8000т ; скорость - 17.5 узлов ; бронирование: пояс

- 225мм , палуба - 50 мм ; вооружение - 8-203мм и 10 - 152мм орудий) , а в

1888г. был построен подобный , но уменьшенный “Память Азова” (водоизмещение

- 6700т ; скорость - 17 узлов ; бронирование: пояс - 200мм , палуба - 50 мм ;

вооружение - 2-203мм и 13 - 152мм орудий).Примечательно , что корабли

подобного типа впервые появились именно в России (и затем во Франции), и

вызвало ответную постройку Владычицей морей двух подобных кораблей.

Отсутствие легких быстроходных крейсеров заставило Морское ведомство

построить в 1885г. два двухвинтовых бронепалубных крейсера “Рында” и

“Витязь” , водоизмещением 3500т. , однако их скорость -15 узлов была ниже

всякой критики . Поэтому в 1887г. во Франции был заказан бронепалубный

крейсер “Адмирал Корнилов” (водоизмещение - 5800т. ; скорость - 18 узлов ;

палуба - 38мм и 60 мм на скосах ; вооружение - 14 - 152мм орудий и 6 -

45мм пушек ). Затем постройка легких крейсеров прерывается и возвращаются

к строительству крупных броненосных крейсеров.

В 1892г. был заложен крейсер “Рюрик” , представлявший собой увеличенный

“Память Азова” (водоизмещение - 10 950т ; скорость - 19 узлов ; бронирование:

пояс - 250мм (броня компаунд) , палуба - 50 мм ; вооружение - 4-203мм и 16 -

152мм орудий и 6 - 120мм) . В 1894г. был заложен улучшенный крейсер

“Россия” (водоизмещение - 13000т ; скорость - 19.7 узлов ; бронирование: пояс

- 200мм (гарвеированная сталь), палуба - 50 мм ; вооружение - 4-203мм и 16 -

152мм орудий и 12 - 75мм ) . Эти корабли при большой насыщенностью

артиллерией имели довольно слабую ее защиту ( орудия были установлены открыто

на палубе и прикрыты щитами ) , что являлось крупным недостатком . Поэтому

на вступившем в строй в 1900г. однотипном “Громобое” (водоизмещение -

14000т. ; скорость - 20 узлов) 203мм и 152мм орудия были размещены в 110мм

каземтах , однако нежелание увеличивать водоизмещение крейсера привело к

уменьшению толщины пояса до 152мм . Все эти крейсера вооружались также

торпедными аппаратами . В дальнейшем от постройки таких кораблей отказались

, поскольку имея такое же водоизмещение , как и эскадренные броненосцы ,они

были при этом вооружены и защищены несравненно слабее , а технические

возможности того времени позволяли осуществить корабли такой же мощности

при значительно меньшем водоизмещении (как например японский крейсер “Асама”

) . Во флоте необходимы были сравнительно небольшие броненосные и

бронепалубные крейсера .

В 1896г. во Франции был заказан бронепалубный крейсер “Светлана” (3900т.,20

узлов) , вооруженный 6-152мм орудиями и 4 торпедными аппаратами . Затем в

период 1899-1901гг. за границей заказывается ряд кораблей . “Варяг”

(6500т.)- США, “Богатырь” (6700т.) и “Аскольд” (5900т.) - Германии . Эти

корабли имели скорость 23 узла , защищались 38мм палубой с 75мм скосами к

бортам , были вооружены 12 - 152мм и 12 - 75 мм орудиями и различались

расположением артиллерии . В Дании был заказан “Боярин” (3200т.) и в

Германии быстроходный крейсер “Новик” (3100т.) . “Новик” показал на

испытаниях скорость 26 узлов , был защищен

50-мм палубой с 75-мм скосами к бортам и вооружался 6-120мм орудиями .

Кроме того во Франции был заказан крупный броненосный крейсер “Баян”

(7800т.) . Он имел скорость 22 узла и защищался 200мм поясом (100мм в носу)

и 50мм палубой (в корме карапасной) , вооружение состояло из 2-203мм башенных

орудий и 8 - 152мм в каземате.

Одновременно в Петербурге закладываются бронепалубные крейсера “Паллада” ,

“Аврора” (та самая) и “Диана” . Однотипные , водоизмещением 6730т. ,

скорость - 20 узлов , бронирование - 50мм палуба с 75мм скосами , вооружение

- 12 - 152мм и 24 - 75мм орудия , три торпедных аппарата . Кроме этого в

1901- 1903гг в Петербурге закладываются крейсера “Олег” (по типу “Богатыря”

) , “Жемчуг” и “Изумруд” (по типу “Новик”) . На Черном море

закладываются “Кагул” и “Очаков” (по типу “Богатыря”) . В целом российский

крейсерский флот был укомплектован довольно сильными и быстроходными

кораблями , неплохо защищенными (ярким примером живучести бронепалубных

крейсеров , считавшихся сравнительно слабо защищенными , является бой

крейсера “Варяг”). Именно крейсеры действовали в Русско-Японскую войну

наиболее успешно (особенно на фоне общей безрадостной картины ) .

Миноносцы

Как уже отмечалось , применение минного оружия в Русско-Турецкую войну

оказалось эффективным , что дало толчок для его дальнейшего развития . Еще в

1876г. была предпринята попытка самостоятельной разработки торпедного

оружия , но она не увенчалась успехом и был приобретен патент на торпеду

Уайтхеда , с заказом ему торпед и командировкой на завод торпедистов для

обучения . В 1877г. были заложены в Петербурге 90 миноносок , еще 10

заказаны в Германии и 6 строилось на Черном море. Они представляли из себя

маленькие паровые суденышки водоизмещением 23т., могли развивать скорость 16

узлов и били вооружены одним торпедным аппаратом в носу. Увлечение маленькими

миноносками было тогда характерным для многих флотов мира , но вскоре

выяснилось , что эти маленькие суденышки очень немореходны - достаточно было

небольшому усилению ветра , и флотилии миноносок не могли выйти в море.

Управляющий русским Морским министерством адмирал И.А. Шестаков вынужден был

с горечью констатировать , что немалые деньги , истраченные на сотню

миноносок , потрачены зря.

В связи с этим во многих странах были предприняты попытки создать суда ,

сочетавшие скорость и дешевизну миноносок и приличную мореходность . Корабелы

Англии , Франции , Австрии , Германии создать такой корабль оказались

неудачными - суда получались либо очень большими и дорогими , либо вообще

небоеспособными . Работали над этой проблемой и русские кораблестроители , и

, неожиданно , им удалось справится с ней . Первый русский миноносец “Взрыв”

, построенный в 1878г. на заводе Берда , имел водоизмещение 134т. , но на

испытаниях развил всего 13.3 узла , вместо расчетных 17. Тогда Морское

министерство заказало в Англии фирме “Ярроу” миноносец “Батум” ,

представлявший собой по сути увеличенную миноноску. Корабль был готов в

1880г. , на испытаниях он развил скорость 22 узла (без загрузки) , и был

вооружен двумя торпедными аппаратами и пятисвольной 37мм пушкой Гочкиса.

Неплохую мореходность корабль подтвердил , благополучно придя своим ходом в

Николаев . “Батум” считается первым в мире мореходным миноносцем ,

родоначальником целого класса караблей .

До 1886г. на русских и заграничных заводах строятся миноносцы подобного типа

, водоизмещением 70-100т. , со скоростью 18-20 узлов. В 1884г. во Франции был

заказан миноносец “Поти” для Черного моря (73т. ,18.5 узлов) , по этому

типу было построено 7 миноносцев на Балтике , и 1 в Николаеве . В дальнейшем

было заказано еще два миноносца во Франции (100т. , 19 узлов) и девять в

Германии (86т., 20 узлов) . В дальнейшем до 1898г. строилось на Русских

заводах и заказывалось за границей большое число миноносцев , водоизмещением

90-150т. , со скоростью хода 20-25 узлов , вооруженных 2-3 торпедными

аппаратами и 37мм или 47мм пушками. Эти миноносцы называли номерными ,

поскольку ввиду их большого числа каждому был присвоен номер , а не название

.

Миноносцы водоизмещением в 100т. обладали все же не очень хорошей

мореходностью - они могли лишь непродолжительное время держатся в море при

свежем ветре , поэтому уже после постройки “Батума” возникла идея минных

крейсеров . Она получила осуществление , когда в 1886г. был построен

миноносец “Лейтенант Ильин” на Балтике , а в 1889г. - “Капитан Сакен” на

Черном море. Они имели водоизмещение 600т. , развивали скорость 20 и 18.5

узлов соответственно , вооружены пятью и тремя торпедными аппаратами

соответственно , 37мм и 47мм пушками и имели 20 мм броневую палубу .

Затем от бронирования миноносцев отказались , так как основным элементом их

живучести была скорость . В Германии заказывают “Капитан-Лейтенант

Казарский” (415т. , 21 узел , 2 торпедных аппарата) для Черного моря ,

затем по этому проекту строят еще 5 кораблей .

В 1896г. был построен миноносец “Абрек” (538т. , 21 узел ) , который помимо

двух торпедных аппаратов имел сравнительно сильное артиллерийское вооружение

(2-75мм , 4-47мм и 2-37мм пушек). Этот корабль стал первой попыткой создания

истребителя миноносцев (destroyer ) - с сильной артиллерией но был для

этого класса великоват . В связи с этим в 1895г. фирме “Ярроу” был заказан

истребитель “Сокол” (240 т., 29 узлов) , вооруженный 75мм пушкой и 2

торпедными аппаратами . Этот корабль вызвал большой интерес за границей и

представлял собой довольно совершенный образец техники того времени , его

корпус был впервые изготовлен из никилевой стали , что дало дополнительный

выигрыш в весе. Затем в 1899 - 1901г. во Франции были заказаны пять

аналогичных миноносцев (312т. , 26 узлов) . По этим образцам в Петербурге и

Николаеве был построен ряд миноносцев и истребителей . Всего в составе флота

на 1902г. было 55 истребителей и 86 малых миноносцев.

Канонерские лодки

В 1885г. были заказаны для Дальнего Востока лодки “Бобр” и “Сивуч”

(1000т. , 11 узлов ) , вооруженные 1-229мм и 1-152мм орудиями . Затем в

1886г. были заказаны за границей лодки “Манджур” и “Кореец” ( 1300т. , 13

узлов ) , вооруженных 2-203мм и 1-152мм орудиями . Для Черного моря были

построены 6 однотипных лодок , и еще 4 были построены на Балтике . Еще в

1899г. была построена в Петербурге лодка “Гиляк” для Дальнего Востока

(1000т. , 12 узлов , 1-120мм и 5-75мм орудий) и “Хивинец” (1340т. , 13.5

узлов , 2-120мм и 8 - 75мм орудий ) для Балтики . Все эти корабли были

небронированными и предназначались для обороны побережий.

Подводные лодки

Регулярное строительство подводных лодок началось в 1902-1903гг , до этого

производились лишь единичные попытки строительства лодок различными

изобретателями (в частности - лодка Джевецкого с мускульным приводом) .

Строительство русской субмарины было поручено Балтийскому заводу под

руководством инженера И.Г. Бубнова и капитана М.Н. Беклемешева . По их

проекту в 1903г. была построена лодка “Дельфин” , водоизмещением 113т./123т.

, оснащенная карбюраторным двигателем Даймлера и электромотором для

подводного хода . Скорость хода составляла 9.0/5.5 узлов , вооружение

состояло из двух торпедных аппаратов конструкции Джевецкого . Затем в 1904г.

было заложено 6 лодок типа “Касатка” , водоизмещением 140т. /177т. , с

бензиновым и электрическим двигателем , позволявшими ей развивать 8.5/5.0

узлов , и вооруженных 4 торпедными аппаратами Джевецкого .

Помимо этого в США покупаются лодки “Фултон” (переименован в “Сом”

конструкции Голланда) и “Протектор” (“Осетр”) , конструкции Лэка . На

Невском заводе начинается сборка нескольких лодок Голланда ,а в Либаве

несколько лодок типа “Протектор” . Видимо , Морское ведомство возлагало на

лодки большие надежды в войне , поэтому “Дельфин” , четыре “Касатки” и все

лодки типа “Фултон” и типа “Протектор” были отправлены по железной дороге

на Дальний Восток . Туда была даже отправлена совершенно небоеспособная

“Форель” - 14-ти тонная чисто электрическая экспериментальная лодка ,

купленная в Германии . Лодки эти принимать участие в боевых операциях не

могли , ввиду малой автономности , и ряду конструктивных недостатков ,

допущенных при спешной (9 мес.) постройке и играли роль скорее

психологического оружия. Об их “надежности ” говорит тот факт ,что во время

стоянки у Балтийского завода “Дельфин” затонул, будучи залит через открытый

люк от волны проходившего вблизи парохода ( :-) ); затем лодка была поднята

и восстановлена .

Следует также отметить развитие в России минного оружия , по которому наша

страна занимала лидирующие позиции . Русскими моряками и инженерами была

создана первая морская мина (еще в 1807г.) , в 1882г. лейтенант Н.Н. Азаров

изобретает устройство , позволявшее автоматически устанавливать мину на

заданной глубине , что позволило значительно увеличить скорость постановки .

В 1898г. на вооружение была принята сферическая гальваноударная мина ( шарик

с “рогами”) , послужившая прототипом для всех последующих корабельных мин

вплоть до Второй Мировой войны. Уже во время Русско-Турецкой войны на Балтике

существовал отряд минных судов. В 1886г. в Норвегии был построен минный

транспорт “Алеут” принимавший на борт 130 мин, а в 1891г. в Швеции более

крупные “Буг ” и “Дунай” (230 мин) . В 1899г. были построены по проекту

В.А. Степанова два больших минзага “Амур” и “Енисей” для Дальнего Востока

(2800т. , 18 узлов , 300 мин) , предназначенные для скрытой постановки мин на

вражеских коммуникациях .

Говоря о техническом развитии русского флота необходимо упомянуть изобретение

С.О. Макаровым 1891г. снарядов с мягким наконечником , который позволил

значительно увеличить их бронепробиваемость , вследствие образования

скользкой прослойки при пробивании броневой плиты . На испытаниях 152мм пушка

, стрелявшая макаровскими снарядами легко пробила плиты , не поддавшиеся

перед этим 229мм орудию с обычными боеприпасами .

Таким образом мы видим , что к началу XX века российский флот был неплохо

оснащен боевыми кораблями . Особенно это касается миноносцев и минзагов. С

крупными кораблями было сложнее , и если крейсерский флот представлял

серьезную угрозу для любого вероятного противника ,то большинство броненосцев

было устаревших образцов , а отвечавших современным требованиям кораблей было

немного (“Потемкин”,”Три Святителя”,”Ретвизвн” , пять броненосцев типа

“Бородино”) . Несмотря на то , что в строительстве кораблей главенствующим

было подражание иностранным образцам , русские инженеры , моряки и

изобретатели создали ряд интересных , и зачастую превосходивших зарубежные

аналоги образцов боевой техники (“поповки” , миноносцы , минное оружие).

Русско-Японская война

Обстановка на Дальнем Востоке в начале XX века была сложной . В этом регионе

столкнулись интересы многих стран , прежде всего России , Японии и Англии .

Японцы при активной поддержке англичан открыто вели военные приготовления и

создали к тоиу времени сильную армию и современный флот . Россия не

препятствовала этому , так как в правительстве многие , во главе с

министром внутренних дел В.К. Плеве , считали , что Япония противник слабый

, и Россия войну непременно выиграет , и это будет полезно для преодоления

социальных противоречий , обострившихся внутри страны .

В ночь на 26 января 1904г. Японская эскадра без официального объявления

войны атаковала русские корабли в Порт-Артуре (база тихоокеанской эскадры) .

Началась Русско-Японская война , ставшая одной из самых неудачных в истории

России . Помимо просчетов командования , недостатка войск и их плохого

оснащения и других объективных проблем , русские войска , и особенно флот ,

преследовала просто фатальная цепь неудач. 31 марта из Порт - Артура выходит

навстречу неприятелю Тихоокеанская эскадра , на флагманском броненосце

“Петропавловск” держит флаг командующий эскадрой адмирал С.О. Макаров . На

выходе из порта “Петропавловск” подрывается на японской мине . Мины у

японцев в то время довольно слабые , и потопить ей броненосец вряд ли

возможно , но по несчастливому стечению обстоятельств сдетонировал боезапас

, над кораблем поднялся столб дыма и через две минуты он исчез под водой ,

унеся с собой 600 человек команды , в том числе и С.О. Макарова .

В 8 феврале 1904г. японские суда направляются для высадки десанта в

корейский порт Чемульпо , на входе в порт они встречают русский крейсер

“Варяг” под командованием В.Ф. Руднева и канонерку “Кореец” , на приказ

сдаться русские корабли ответили отказом и начался один из самых

удивительных морских боев в истории . Бронепалубный крейсер и старенькая

канонерка отражали атаку эскадры из 15 боевых кораблей . После часового

обстрела они так и не были потоплены и вернулись в порт , здесь было решено

, что дальнейшее сопротивление не имеет смысла , и корабли были затоплены.

Этот бой вошел в историю как проявление удивительного героизма русских

моряков .

Японцы высаживают десант на Ляодунский полуостров и начинают осаждать Порт-

Артур с суши и с моря. Под давлением Петербурга новый командующий эскадрой

В.К.Витгефт принимает решение прорываться во Владивосток . Тихоокеанская

эскадра выходит в море и 10 августа путь ей закрывает значительно

превосходящая по силе японская эскадра Хейхатиро Того . Того открывает

огонь и пытается осуществить охват “головы “ русской эскадры но неверно

рассчитав маневр отдаляется от нее . Через два часа бой возобновляется ,

японцы обстреливали в основном флагманы “Цесаревич” и “Пересвет” но и “

наши стреляли , в общем , не хуже японцев ”(как отмечает очевидец) . Того

уже готов прекратить бой из-за серьезных повреждений своего флагмана , но в

это время в боевую рубку “Цесаревича” попадает снаряд , при взрыве которого

погибает Витгефт и ряд старших офицеров . Эскадра лишилась управления ,

смешалась и повернула в Порт-Артур . Несколько кораблей ,в том числе

“Цесаревич” , который получил еще и повреждение рулевого механизма , пришли

в нейтральные порты и были интернированы . Это было серьезное поражение ,

но все было еще не так плохо - в этом сражении японцы ни потопили ни одного

русского корабля , а потери в личном составе на “Миказе” (флагман Того) были

вдвое больше чем на “Цесаревиче” .

В Корейском проливе успешно действовали русские броненосные крейсера

“Россия” , “Громобой” и “Рюрик” и два номерных миноносца . В июне 1904г.

это соединение под командованием адмирала Безобразова вышло в пролив с

заданием нарушить Японские торговые перевозки , особенно предназначенные для

снабжения армии . Сработал эффект внезапности и крейсерам удалось

потопить два крупных парохода с войсками и орудиями для осады Порт-Артура ,

несколько английских судов с грузами для Японии было арестовано и отправлено

с призовой командой во Владивосток . Японцам пришлось задержать выход в море

своих транспортов , на время снабжение японской армии на континенте было

парализовано . На охоту за русскими крейсерами отправляется эскадра адмирала

Камимуры , в составе 4 броненосных и 4 легких крейсеров , посыльного судна и

8 миноносцев. 1 июля в Цусимском проливе Камимура наткнулся на русские

крейсера , но тем удалось уйти от преследования , а посланные ночью вдогонку

миноносцы были отбыты (два было потоплено ) . За время рейдерства русским

отрядом было потоплено или арестовано 13 японских и английских судов ,

иногда неуловимый отряд действовал буквально на входе в Иокогаму и Токио

, это соединение в Европе прозвали “эскадрой - невидимкой “.

В сентябре этот отряд крейсеров был выслан навстречу Тихоокеанской эскадре

во время попытки ее прорыва во Владивосток . При встрече с крейсерами

Камимуры ему было предписано отвлекать их на себя , отступая на север . 14

августа встреча состоялась , 4 крейсера Камимуры зашли с севера и

атаковали русские корабли . Русским крейсерам удалось сильно повредит

флагманский “Идзуме” , а на замыкающем “Ивате” снаряд вывел из строя 3 -152мм

орудия , но и русские крейсера получали повреждения . Особенно сильно

пострадал “Рюрик” - на нем был убит командир , начался пожар . К японцам

подошли еще два крейсера . У “Рюрика” было повреждено рулевое управление ,

разрушена кормовая надстройка и командующий соединением принял решение идти

на север , надеясь что “Рюрик” , оставленный японцами , сможет исправить

повреждения . 10 часов японцы преследовали параллельным курсом “Громобой” и

“Россию” , они получили сильные повреждения но все же пришли во Владивосток.

“Рюрик” вел бой с двумя японскими крейсерами , положение было безнадежным и

он был затоплен командой .

Довольно успешно применял русский флот и новые для того времени виды оружия -

мины и подводные лодки . Применительно к последним слова эти имеют скорее

иронический смысл , поскольку они практически не покидали своих баз , но

Японцы их панически боялись , и они играли роль психологического оружия -

при малейшем подозрении о присутствии субмарин

японские корабли поспешно покидали данный район (этим многие объясняют то что

японские корабли не атаковали Владивосток) . Применение мин было более

осязаемо . На Дальнем Востоке действовали минные транспорты (минзаги )

“Амур” и “Енисей” . 14 мая 1904г. “Амур” выставил мины на входе в Порт-

Артур , вернувшись на базу командир корабля Ф.Н. Иванов получил выговор от

командующего Витгефта за то что выставил мины не там , где ему было

предписано , а на следующее утро на его минах подорвались сразу два японских

броненосца , причем один сразу затонул , а второй затонул во время

возвращения на базу . Судьба “Енисея” сложилась трагически : в феврале

1904г. одна из выставленных мин всплыла на поверхность , при попытке

уничтожить ее (она демаскировала заграждение ) заградитель снесло на мину

течением , он подорвался на собственной мине и быстро затонул . В числе

погибших был и его командир , капитан 2-го ранга В.А.Степанов - создатель

первой в мире системы автоматической постановки мин , создатель “Амура” и

самого “Енисея”.

Несмотря на явное преимущество японского флота потери русских были не так уж

велики и соизмеримы с японскими , но приближался роковой день 14 мая 1905г.

. На выручку Порт-Артуру была отправлена из Либавы 2-Тихоокеанская эскадра

под командованием вице-адмирал З.П. Рождественского . На переходе в нее

влилась 3--Тихоокеанская эскадра Н.И. Небогатова (состоящая из четырех

старых броненосцев и крейсера) . Эскадра совершила путешествие вокруг Африки

длиною 18 000 миль но в ноябре было получено известие о сдаче Порт-Артура ,

что делало поход эскадры бессмысленным . Ей было приказано прорываться во

Владивосток . 14 мая 1905г. армада из 38 вымпелов (в том числе 12

броненосцев и броненосных крейсеров ) вошла в Цусимский пролив , навстречу

ей двигалась эскадра того , в которой насчитывалось 12 крупных кораблей .

На громкую победу в бою рассчитывали , пожалуй , лишь в тишине петербургских

кабинетов , моряки оценивали ситуацию более трезво . Считалось , что лучшее

что можно ожидать - прорыв во Владивосток с большими повреждениями , сам

Рождественский считал возможным “дойти до Владивостока с потерею нескольких

судов”- мысли не очень оптимистические ,но той катастрофы , что произошла на

самом деле не ожидал никто . Часто можно услышать мнение , что Того имел

значительное превосходство в скорости и артиллерии. Японские корабли были

действительно быстрее русских , но это объясняется в основном тем , что в

эскадре Того было ... всего четыре настоящих броненосца , остальные крупные

корабли были броненосными крейсерами адмирала Камимуры . Правда ,

большинство броненосцев в русской эскадре были устаревшими , но зато в

правой колонне эскадры шло 4 новейших броненосца типа “Бородино” , во

главе с флагманом эскадры “Князем Суворовым” . По числу и калибру стволов

русский флот имел преимущество , но выучка комендоров оставляла желать

лучшего , поскольку за все время похода было проведено всего две учебные

стрельбы , да и точность дальномеров была неудовлетворительной .

Русские корабли были сильно перегружены (водоизмещение флагман превышало 15

000т. , при расчетных 13 000т. ) , так как в их трюмах было полно грузов для

осажденной крепости , что привело к тому ,что главный бронепояс практически

исчез под водой . Наложение всех этих причин и привело в целом к тому , что

случилось . Немало помогли этому и ошибки командования , и пресловутое

невезение .

Итак , в пролив двумя колоннами входит русская эскадра (в правой ,как уже

говорилось , были броненосцы типа “Бородино” , в левой - старые броненосцы

во главе с “Ослябей”) . В 13.10 с “Суворова” заметил противника в 70

кабельтовых , и Рождественский начал перестроение - сильная правая колонна

выдвигалась вперед - решение верное. Того не заметил этого перестроения и

попытался атаковать левую колонну , увидев перед собой новые броненосцы , с

которыми вступать в единоборство ему было опасно , он решает начать бой ,

пока русские не завершат перестроения , и в 13.36 сделал новый разворот ,

чтобы занять более удобную позицию для обстрела . В 13.49 , не завершив

перестроения , Рождественский дает пристрелочный залп по “Миказе” , через

две минуты отвечает и японский флагман , затем вступают в бой броненосцы и

броненосные крейсера . Рождественский допускает ряд ошибок - он приказывает

левой колонне пропустить правую вперед , для чего этим кораблям пришлось

сбавить ход или вовсе застопорить машины , что привело к нарушению боевого

строя . Последний его приказ оказался губителен - он приказал “Бить по

головному” , идея правильная - так действовали и японцы (они сосредоточили

свой огонь на “Суворове” и “Ослябе” , ) , для скорейшего вывода из строя

флагмана противника , но в отличие от них Рождественский не организовал

огонь , и русские корабли просто сбивали друг другу пристрелку бессистемной

стрельбой по “Миказе” , так и не потопив его (правда , он получил серьезные

повреждения ). Дальше вмешалось пресловутое невезение - находившийся в боевой

рубке Рождественский был тяжело ранен залетевшим туда осколком , и эскадра

практически потеряла управление. Японцам удалось добиться максимума своего

огня при минимуме огня противника , что и требовалось . Через полчаса после

начала боя “Ослябя“ медленно накренился на борт и опрокинулся , спустя еще 6

минут вышел из строя “Суворов” . Опрокидываются “Александр III” и

“Бородино” , выходит из строя “Орел” (причем эти броненосцы выдержали

около двухсот попаданий крупнокалиберных снарядов) . Броненосные крейсера

Камимуры , практически не обстреливаемые русскими кораблями буквально

осыпали их снарядами . К вечеру практически все уже было кончено : сдался

штаб Рождественского (перешедший на миноносец “Бедовый” ) , сдался адмирал

Небогатов , основные силы эскадры уничтожены . Героическое сопротивление

экипажей отдельных кораблей не могло уже ничего сделать - японцы добивали

разрозненные остатки эскадры .

В Цусимском бою японцы уничтожили 21 русский корабль , причем впервые

артиллерией были уничтожены эскадренные броненосцы - самые мощные корабли

того времени , погибло 5 тыс. русских моряков . 5 кораблей сдалось ,6 ушли в

нейтральные воды , и только самый слабый крейсер “Алмаз” с двумя миноносцами

пришел во Владивосток , японцы же потеряли всего три миноносца . Более

тяжелого поражения в истории нашего флота не было , за один день были

потеряны практически все основные силы русского флот , создававшиеся годами

, Петербург остался без защиты с моря.

Русско-Японская война оказала влияние на развитие военного судостроения во

всем мире , особенно Цусимское сражение . К нему было приковано внимание

морских специалистов во всех ведущих странах - ведь она стал проверкой

реальной боеспособности броненосных флотов , проверкой различных

теоретических построений морских теоретиков и конструкторов . После нее был

создан ряд новых типов боевых кораблей (в частности дредноуты) . Эта война

стальных армад броненосцев и крейсеров стала предтечей будущих

технологических войн XX века.

Литература:

М.А.Михайлов М.А.Баскаков “Фрегаты , Крейсера , Линейные корабли , Москва

“Досааф СССР” 1986г.

А.П.Шершов “История военного кораблестроения” , Санкт-Петербург “Полигон”

1994г.

В.А.Дыгало “А начиналось все с ладьи ...” , Москва “Просвещение” 1996г.

Журнальные статьи:

М.Комков “Цусима: загадки сражения ” //”Техника молодежи” 1990г. -6

А.Киличенков “Упущенный шанс адмирала” //”Техника молодежи” 1990г. -6

Г.Смирнов , В. Смирнов “Мина - оружие и наступательное” //”Моделист

конструктор” 1989г.- 4

В.Тюрин , В.Дородных “Мины и противоминное оружие” //”Моделист конструктор”

1990г.- 9

Мультимедиа:

Microsoft Encarta 97 encyclopedia

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены