Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Шпора: История государственного управления в России

Шпора: История государственного управления в России

Шпора: История государственного управления в России

1. Общественно-племенное устройство восточных славян в

догосударственный период.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно­славянская ветвь.

Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных

союзов восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200

отдельных племен. Это поляне, кривичи, древляне, уличи и тиверцы, вятичи,

волыняне, дре­говичи, северяне, радимичи, ильменские сла­вяне (словене).

Завершающий этап выделения вост славян из общеславянского единства можно

отнести к 7-8вв.

В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая

своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов это

сотенная система, когда каждое племя каждое племя выставляло сотню воинов во

главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять

тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных

руководителей был и князь. Слово это первоначально означало главу рода,

старейшину.

Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов,

распадалось на несколько родственных племен, которые образовывали племенной

союз. Во главе таких союзов стоял вождь, который возвышался над

вождями отдельных племен, входивших в союз. Таким образом, помимо вождей

племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции.

Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть

не велика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего

постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься

внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско,

ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные

и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как

их еще называют – старцы градские. Они выступают в качестве полномочных

руководителей общества, с которыми князьям вынуждены были считаться.

В военных делах князю помогала дружина. Дружина срасталась с

князем и также как и князь исполняла определенные общественно-полезные функции.

Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече

. В нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало

непрерывно на протяжении 9-11 столетий.

Славяне жили в условиях разложения первобытнообщинного строя. Этот период в

развитии человечества получил название "военная демократия". Для него

характерно:

1. Существование соседской общины, в которую входит подав­ляющая часть

населения.

2. Выделение жречества как особого социального слоя. Особен­ностью северного

язычества была концентрация знаний в руках жре­цов. Славяне считали, что

Знание гораздо более грозное оружие, чем мечи, и поэтому к ним допускали

только после долгих и мучительных испытаний. Источники говорят о наличии

сложной иерархии жре­чества и возникновении специализации, подчас довольно

узкой (жрецы — предсказатели, волхвы, специализирующиеся на изменении погоды

и т.д.)

3. Усложнение оружия, появление железных мечей и топоров привели к

необходимости образования групп профессиональных вои­нов — дружин. Выделение

дружины было связано также с практикой мистической связи воина с его

"предком" — волком. Воины-берсерки, "превращающиеся" во время боя в зверей,

были опасны и в мирное время. Исландские саги, описывающие подобный процесс,

полны при­мерами случайных убийств воинами-берсерками своих родственников.

Выделение дружины из числа рядовых общинников усилилось в ре­зультате

обогащения дружины после походов.

4. Военный вождь, стоящий во главе дружины, постепенно пре­вращается в лидера

всего племени, власть которого еще основывается на авторитете, но уже

передается по наследству.

Предпосылки образования государства у славян:

1. Разложение первобытнообщинного строя и появление нера­венства.

2. Выделение дружины и князя — его главы.

3. Развитие торговли и появление городов.

4. Многоплеменное население восточных славян.

5. Роль внешней опасности (степь).

2. Государственный строй Киевской Руси.

Датой образования Древнерусского государства условно считает­ся 882 г., когда

князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял

поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил

северные и южные земли в составе единого госу­дарства. Так как столица была

перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь

(киевское княжество, киев­ский каганат).

Социальная структура

Высшая категория — КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья.

Князь выбирается по родовому принцыпу, исходя из старшинства. БОЯРЕ — знатные

люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в

прошлом "старцы градские") и служилое боярство (верхушка княжеской дружины).

Составляли примерно 1%.

Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ и ЗАЖИТОЧНЫМИ

ГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ. 3%.

Зависимое население: ЛЮДИ — все свободное население;СМЕРДЫ —

полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;

ЗАКУПЫ — полусвободные люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ —

работающие по "ряду" — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы.

ПУЩЕННИКИ – отпущенные на свободу холопы. Как правило, холо­пами были

военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы; ИЗГОИ — люди,

стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее

— не обучившиеся грамоте де­ти священников и дети князей, не получившие

"стола" до смерти роди­теля.

Церковь – отдельная структура, возглавляемая митрополитом, который

назначался константинопольским патриархом. Решала следующие вопросы: дела

против религии; вопросы нравственности и семейных отношений. Только церковным

судом судили священников и членов их семей, а также умалишенных и изгоев.

Государственное управление

1. Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В

первое столетие существования Киевской Руси земля­ми, подвластными Киеву,

управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они

были вытеснены великокня­жеской династией. Власть князя не была

монархической, т. к. ограничивалась вече.

Для Руси было характерно перераспределение княжеских "столов" между всем

родом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правил

Киевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевского

князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро

стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или

иного члена рода. Это вело к непре­рывным войнам между ветвями Рюриковичей.

Функции князя:— обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд;

глава администрации, Сборы и формирование дружины, назначение руководителя

народного ополчения – тысяцкого. Во время войны командовал

дружиной и ополчением.

2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессио­нальных воинов. Сначала

дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется

старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, —

бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только

военные, но и административно-судебные функции. Старшие дружинники состовляли

постоянный совет при князе. На войну они выступали со своим войском. Младшие

дружинники – отроки – полусвободные , зависимые от князя, за

службу получали вознаграждение деньгами.

3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярно

собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других го­родах. Решало

вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения. Никакой закон не

ограничивал компетенции вече. Оно решало вопросы княжения - призвания или

изгнания, вопрос о войне и мире,право на сбор народного ополчения в военный

поход.

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался

полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начи­нал объезд подвластных ему

территорий. Собирая дань, он осу­ществлял при этом судебные функции.

В городах находились царские чиновники, которые переписывали людей «в число»

для обложения данью – ЧИСЛЕННИКИ.

Т.к. Русь находилась в вассальной зависимости от монголо-татар, русские

князья должны были ездить в Орду для получения ЯРЛЫКА – ханской грамоты на

владение любым княжеством. Князья давали подарки за ярлык. При возведении на

княжеский престол обязательно было присутствие ордынского посла.

3. Особенности государственной организации в русских княжествах (12-13вв).

Владимиро-Суздальское княжество.

На страницах летописи все чаще начинает фигурировать город Владимир. Если

прежде Ростову приходилось соперничать с Суздалем, то теперь на передний план

выдвигается город, заложенный еще Владимиром Мономахом. Здесь возникает

княжение, что свидетельствует о достаточно высокой степени организации

владимирской общины. Но до открытой борьбы дело пока не дошло.

Теперь жители Северо-Восточной Руси сами избирают себе князя. Этот факт

свидетельствует о росте силы и влияния городских общин. Ростовцы и суздальцы

избрали на княжение сына Юрия Долглрукого – Андрея. И сам Андрей Юрьевич

Боголюбский ведет себя уже иначе. Он не стемиться в Киев, а сосредоточивается

на местных интересах., распространяя дани и укрепляя границы.

После смерти Андрея вопрос о княжении стал яблоком раздора между Ростовом и

Суздалем с одной стороны, и Владимиром – с другой. Владимирцы посадили на

столе в своем городе Всеволда, который за многочисленность своего семейства

получил прозвище Большое гнездо, а их противники – другого князя. Ростовцы в

борьбе потерпели поражение и были вынуждены повиноваться владимирской общине

и ее князю.

В новых городах и землях слабые вечевые традиции и слабое боярство, что

обусловило сильную политическую власть.

Становление городов-государств в С-В Руси происходило в ожесточенной борьбе

не только с Киевом , значение которого со временем падает, но и с

усиливавшимися соседями, особенно, Новгородом.

Галицко-волынское княжество:

Позже обособилась Галицкая земля. Сам город появляется на страницах летописи

только в 1141г. Галицкая земля стала независимой от Киева при Владимире

Володаревиче (1141-1152гг). Особого могущества земля достигла во время

правления Ярослава Владимировича Осмомысла (1152-1187гг). Это могущество

непосредственно зависило от силы городской общины. В ней постоянно шла

борьба, но это не было противостояние бояр и остальной общины, а партий

внутри общины. В ходе борьбы из соседней Владимирской земли был приглашен

Роман Мстиславович. Княжение Романа в Галиче нельзя воспринимать как слияние

двух волостей – это было в известном смысле успехом владимирцев в

соперничестве с галичанами.

В первой половине 12в Галицкая и Волынская земли распадались на

самостоятельные города-государства. В Ю-З Руси заметное влияние на статус

бояр оказывал внешний фактор: активное участие Польши и Венгрии во внутренней

политической жизни Владимирской и Галицкой волостей. Но полнота власти была

сосредоточена не в руках бояр или князей, а у городских общин в целом.

Здесь рано сложилось могущественное боярство, оспаривавшее власть князей.

Новгородские земли:

Один из древнейших и крупнейших городов Руси Новгород, на протяжении 11в стал

центром объединения большой территории, сформировал вокруг себя волость и

выдвинулся в ряд самых могущественных городов-государств Др. Руси.

Особенно важными для формирования новгородского города-государства были

события 1132-1136гг – изгнание князя Всеволда. Движение новгородцев и

жителей пригородов в 30-е годы 12в ликвидировало последние остатки власти

Киева над Новгородом. Утратив полностью качества киевского наместника,

новгородский князь стал всецело республиканским органом власти.

Развитие Новгорода во второй половине 12в – начале 13в характеризуется

дальнейшей демократизацией всей социально-политической системы. Изгнание и

призвание князей становится теперь обычным делом. Известно, что в Новгороде

12-13вв князья менялись 68 раз, зачастую чаще чем времена года. Говоря о

смене князей, нужно иметь в виду, что князь был необходимым элементом

социально-политической структуры. Суверенность городской общины

распространялась и на власть посадника. Посадники менялись не менее часто чем

князья. Со временем право общины на избрание и изгнание распространяется и на

церковную власть. Причем социально-политическая активность общины облекалась

в вечевые формы.

Рост значения и влияния новгородской волости во второй половине12в –

начале13в происходил на ярком внешнеполитическом фоне. Главным противником

становится Владимиро-Суздальское княжество. Пик борьбы с ним – Липецкая битва

1216г. Победив воинство Северо-Восточной Руси, новгородцы даже посадили на

княжение во Владимире своего ставленника. Но здесь, как и в других городах-

государствах, шли процессы, которые подтачивали волость изнутри. Пригороды

Новгорода начинают стягивать определенную территорию, образуются волости,

которые стремяться к самостоятельности. Внешне это выразилось в появлении

местных княжеств. Псков и Новый Торг становятся центрами новых быстро

формирующихся городов-государств.

4.Политический и социальный строй Московского государства (14 - нач. 16вв).

В результате объединения С-В русских земель образовалось единое русское

государство, которое с конца 15 века стало называться Россией.

Становление Русского государства приводит к изменениям в социально-экономической

структуре общества. Центральную власть в стране осуществлял Великий

Князь. Так называли всех с ИванаIII – Государь всея Руси. Внешние

атрибуты – шапка Мономаха, скипитр и держава. Князья стали решать вопросы о

престолонаследии. Князь теперь стал держать себя высокомерно и требовать к себе

знаков почтения.

В компетенцию Великого Князя входило издание распоряжений законодательного

характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение

великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим Князем

возглавлялись наиболее значительные военные походы.

Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с

мнением Боярской думы – совещательным органом, ставшим теперь

постоянным. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (5-12

бояр и около 12 окольничьих). Боярство было представлено людьми из старых

московских боярских фамилий и удельными князьями. В среде этих бояр в XV в.

сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью

(это определить было невозможно), а службами предков. Во второй половине XV в.

начинает складываться исполнительная власть.

К общегосударственным ведомствам относились: Дворец и Казна.

Дворец ведал церковными землями Князя, тяжбами о земле и судил население

уездов. Казна являлась по сути гос. канцелярией, т. к. кроме денег и

драгоценностей здесь хранились гос. архив и гос. печать. Казна ведала вопросами

внешней политики. Из Казны выделелись приказы.

Страна была разделена на уезды. Их размеры были различны. Власть в уезде была у

наместника. Уезды делились на станы и волости, а власть в

волости была у волостеля.

У центральных органов власти не было дублирующих органов на местах. Суровость

Великокняжеской власти сочеталась со слабостью центральных органов

управления.

В начале 16в в стране была установлена самодержавная монархия, в которой вся

власть принадлежала князю.

Социальный строй.

Высшее сословие представлено князьями, боярами, богатыми купцами, под

дворскими (позднее дворяне).

Далее шли ремесленники, городское население и купцы.

Представителями низшего сословия были холопы и крестьяне. Крестьяне в свою

очередь делились на крестьян на частных землях (земли монастырей

и бояр) и черносошных (на землях князя). До 15в крестьяне могли

свободно переходить от помещика к помещику. Крестьяне старались закрепиться за

владельцем большого участка земли. Они должны были платить оброк и исполняли

определенные работы (изделия).

В 1497г был издан первый Судебник , который установил единый

срок для перехода крестьян ( 2 недели в конце ноября); была введена плата для

уходящего крестьянина; крестьянские серебрянники (должники) должны были сначала

расплатиться с долгами, иначе переход запрещен. Черносошные крестьяне не

принадлежали частным лицам, а зависили от государства в целом или от князя. Они

были занесены в великокняжеские податные списки. Имели участки земли в свое

распоряжение. Могли их продавать, закладывать, дарить, менять и передавать по

наследству.

Каждый двор вел свое хозяйство. Несколько дворов образовывали артель

, а несколько артелей – волость, а каждая волость составляла

отдельный мир.

Функции мира: выбирали старосту (сотского) и его заместителя (товарища);

заведовал своими угодьями (лес, рыбные промыслы); сдавал землю в аренду;

разбирал мелкие споры и отношения между крестьянами (крупные преступления

разбирал князь); строил церкви, подыскивал священика; оплачивал подати князю

(при оплате подати существовал принцип круговой поруки).

Холопы – попавшие в зависимость к князю за долги и пленники – делились на две

категории: пашенные ( которые получили от князя земельный надел и должны

отработать его) и кабальные (люди, проданные за долги, отрабатывали долг до

смерти хозяина).

Церковь являлась господствующей в жизни народа, она являлась

крупной влиятельной политической силой. Поддерживала власть государя. В

середине 14в возникло течение в духовенстве, направленное на улучшение

церковных нравов, главой которого стал Сергий Раденежский. Он стал инициатором

монастырского пустыножительства.

5. Московское государство в 16в: реформы и опричнина.

В 1547г Иван IV венчается на царство. В этом же году венчается на Анастасии

Романовой. После этого Романовы остались при дворе.

Целью ИванаIV было проведение реформ на пути централизации. Для проведения

реформ была создана Ближняя Дума. Действовала она с 1547 – 1560гг под

руководством Адашева.

Была создана система приказов (учреждения, которые ведали отраслями гос.

управления или отдельными регионами страны) ~ 20 приказов: челобитный,

посольский, стрелецкий, оружейный и др. приказы.

С 1556г отменена система кормлений. В деревнях в качестве руководителей были

Губные старосты, а в городах – Излюбленные головы.

Выбирались они из дворян, непригодных к военной службе (старость). Они должны

были выполнять свои функции на общественных началах. Из-за этого они часто

сбегали.

Было ограничено местничество. До 18 лет молодых аристократов нельзя назначать

на руководящие должности, и нельзя занимать более одной должности.

В 1555-1556гг вышло уложение о службе. Служилые люди делились на служилых по

отечеству (дворяне) и служилых по прибору (стрельцы). Дворяне начинали службу

с 15 лет.

В 1550 новый судебник (царский). Он подтверждал переход крестьян

в Юрьев день, но за более высокою плату.

Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Установлена единая

единица взымания налогов – Большая соха. Впервые введено наказание за

взяточничество.

В 1549г в феврале был создан Земский собор. Он ведал вопросами

внешней политики, финансов и назначал на царствование. В состав Земского собора

входили члены боярской думы, государева двора, выборные правителем дворяне и

верхушка посада. Земский собор существовал до 17в. Такая власть называлась

сословно-представительной монархией (16-17вв).

В 1551г был собран стоглавый собор, который провел реформы

церковного управления: составлен общерусский список святых, унифицированы

обряды в стране. За монастырями оставили землю, но новую землю они могли

покупать только с разрешения государя. Были приняты меры по искоренению

безнравственности в духовенстве.

Избранная рада проводила структурные реформы, темп которых не

устраивал царя. Однако, слишком торопливыми структурные преобразования быть не

могут. В России 16в, где еще не сложились предпосылки для централизации,

ускоренное движение к ней могло быть только через террор. Таким образом, ИванIV

пришел к опричнине.

Опричнина (1565 – 1572гг) – это форсированная централизация без

достаточных экономических и социальных предпосылок. Вся страна поделена на

земщину и опричнину. Опричнина стала личным уделом царя (уезды с

развитым землевладением, уезды по границам, черносошные земли в Поморье, часть

Москвы). Из опричнины в земщину выселялись неугодные бояре, а на их земли

селились угодные.

Созданы свои органы управления, и создавалось войско опричников – личных слуг

государя, которые пользовались безнаказанностью.

В землях земщины начался террор, разгром оппозиции, городов, которые

противостояли Москве (Новгород).

Опричниной были ликвидированы Боярские рады, которые выступали против власти

государя.

Осенью 1572г опричнину отменили. После этого начались казни видных

опричников. В результате опричнины централизация продвинулась вперед, но в

таких формах, которые нельзя назвать прогрессивными.

6.Московское государство в начале 17 века: организация государственной власти

в период смуты.

Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризу­ется слабостью

государственной власти и неподчинением окра­ин центру, самозванством,

гражданской войной и интервенцией, "великой разрухой Московского государства"

ПРИЧИНЫ: 1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед

произволом царской власти.(произвол царской власти).

2.Стремление различных слоёв общества улучшить свое сословное положение

(крепостные крестьяне - отмены крепостного права, дворяне - продвижения по

службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)

3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только

"природному царю" (динас­тия Рюриковичей), а не выборному, - что было почвой,

питавшей самозванство.

Условия, способствовавшие развитию Смуты

* борьба боярства за ограничение власти царя

* падение нравственности (по мнению современников)

* боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления царя Бориса

Годунова (1598-1605)

* активность казачества

* вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России

Краткий хронограф Смутного времени

1598 - Пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова.

1601 -1603 - Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание со­циальной

напряженности в России.

1605 - Смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I. 1606-1610 -

Царствование Василия Шуйского. 1606-1607 - Крестьянское восстание под

руководством И.Болотни­кова. 1607 - Начало военных действий Лжедмитрия II.

1609 - Втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польской

интервенции.

1610-1613-Свержение Василия Шуйского, "Семибоярщина" до 1613г..

1611-1612- Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польских

интервентов.

(Минин и Пожарский).

1613 - Установление династии Романовых земским собором.

Последствия смуты.

1. Временное усиление роли сословно-представительных ор­ганов власти:

Боярской думы и Земского собора (за царст­вование Михаила Романова (1613-

1645) известно 10 созывов Земского собора)

2. Экономическая разруха и обнищание народа

3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за

годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье

Балтийского моря - Швеции)

4. Воцарение новой династии Ро­мановых (1613-1917)

Расстройство местничества ослабило старую аристокра­тию (боярство) и усилило

позиции служилого дворян­ства

7. Государственная власть Московского царства в середине 17 века.

Выбор путей развития.

Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от

сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.

Усиление власти царя

1. Ослабление и упразднение сословно-представительных органов власти,

ограничивавших власть царя (1653 -Последний Земский собор).

2. Изменение социального состава Боярской думы - вве­дение в нее дворянства и

думных дьяков (до 30%), само­забвенно преданных царю.

3. 1682 - Отмена местничества, как факт ослабления позиций боярства.

4. Рост приказной бюрократии - новый опоры царской власти.

Основные проблемы политического развития России в конце XVII в.

1.Громозкость и дезорганизованность приказной системы управления страной.

2. Отсутствие единства местного управления (попытка в конце XVII в. привести

его к единству введением института воеводства.

3.Падение боеспособности армии: необходимость военной реформы.

Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция пе­рехода от

сословно-представительной монархии к самодержавию. В стране усиливается

власть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской

титулатуре, и в изменении социального соста­ва Боярской думы в сторону

усиления там представительства дворянства. В 1678 — 1679 гг. в Думе было 42

боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в

число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов.

3 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной

должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков).

Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в

управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в

ведение которого был передан из Бояр­ской думы ряд важных государственных

дел.

Тенденция к установлению самодержавной власти царя прояви­лась и в победе

Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стре­мившемся активно вмешиваться

в управление государственными дела­ми. Тенденция к усилению самодержавной

власти проявилась и в ряде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практически

прекратился со­зыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизация

приказов, подчинение их одному лицу. Так, например, тесть царя

И.Д.Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу были

подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными тер­риториями.

Правительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делилась

на 250 уездов, во главе которых стояли воеводы. Во второй половине XVII в.

некоторые уезды стали объединять под влас­тью одного воеводы в так называемые

разряды: Рязанский, Украин­ский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 города

России получили воевод­ское управление. В руках воевод, назначаемых

правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная

власть, надзор за сбором налогов и податей. В XVI в. остро встал вопрос о

реформиро­вании вооруженных сил России. Падала боеспособность стрелецкого

войска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья.

Источником жизни для них и их семей были занятия торго­вой и ремесленной

деятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная служба

отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платили

государственные налоги со своих торгов и промыслов, что сближало их по

интересам с посадским населением го­родов.

Командиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах.

Все это делало для стрельцов военную службу обре­менительным занятием.

Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если в

XVI и первой половине XVII в. воен­ная служба все-таки была стимулом для

дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма

обременительной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были

плохо обучены веде­нию военных действий. Уже в первой половине века в свя­зи

с этим началось формирование полков нового строя — рейтарских и драгунских.

Они формировались на основе принудительного набора "даточных людей", когда от

100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концу

XVII в. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силах

России.

8. Реформы государственного аппарата в 1 четверти 18 века.

Причины реформ: 1. Социально-экономическое, политическое и культурное

отставание России от Западной Европы. 2. Ослабление международного положения

России. Угроза потери независимости.

Особенности преобразований в России. 1. Проводились по европейскому

образцу (Швеция). 2.Охватили все сферы деятельности и жизни общества. 3.

Проходили на базе государственной системы крепостного права.4. Отсутствие

системы в проведении реформ. 5. Жесткий курс и быстрый темп реформ. 6.

Зависимость внутренней политики от внешней.

Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни

российского общества и модернизацию социально-экономического и

государственного строя России.

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший

Боярскую Думу (боярство постепенно вымерло). Сенат, состоявший из 9 членов,

был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная

власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу

царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо

дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника -

генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые

должны были бороться с злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись

только особому лицу, находившемуся при Сенате генерал-обер-фискалу. Для

контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии.

Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных дел"; 2) Коллегия

военных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-

коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия

(ведавшая государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллсгия

(ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей

остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).

Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами

Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. Во главе каждой коллегии стоял

президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и

асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором

и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая

называлась "Кабинетом".

Произошли изменения в сословиях. Служилые по отечеству распались на

дворян (высшее сословие) и однодворцев. Служилые по

прибору распались на государственных крестьян и гарнизонные войска

(каждый город должен иметь свой гарнизон). Позже однодворцы вошли в состав

государственных крестьян.

"Табель о рангах" вводила в обиход 14 рангов. Все чины первых восьми рангов

давали права потомственного дворянства. Вместо "породы" и "знатности" основными

условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и

личные способности. Дворяне отнюдь не всегда были довольны этими мероприятиями

правительства. Им не нравились ежегодные смотры, отправка за границу для

изучения разного рода наук. Но объективно все эти меры служили усилению

дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода "закрепощению" его.

Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был

учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата

разделил всех жителей города на "регулярных" и

"нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии:

в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из

мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название

- "подлые люди".

Проведена реформа крестьянского сословия. Оно распалось на государственных

крестьян (однодворцы, часть служилых по прибору, черносошные крестьяне) и

крепостное (холопы, дворовые – работали при дворе, крепостные рабочие – при

мануфактуре, крестьяне – на земле).

В 1724г проведена перепись населения и была введена подушная повинность.

После переписи была введена паспортная система.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была

разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую,

Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были

образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а

Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма

широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была

сделана попытка создать при губернаторе "консилиум"(совет) из местных дворян.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной

административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50

провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в

зависимости от губернатора.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией

собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но

действенный способ, кяк введение монополий на заготовку и сбыт определенных

товаров как внутри ее, так и вне их. Первой была введена монополия на соль,

но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

9. Государственная власть в период дворцовых переворотов середины 18 века.

28 января 1725 г. скончался Петр I. В 1722 г. в связи с делом царевича

Алексея и ранней смертью сыновей Петра от брака с Екатериной он издал указ,

по которому престол должен был наследовать человек, указанный в завещании

императора. Петр такого завещания не оставил. С этого момента престол

становится объектом борьбы различных придворных группировок, в которой

огромную роль играла гвардия. История России с 1725 по 1762 г. ознаменована

рядом дворцовых переворотов. Они совершались с необыкновенной легкостью, так

как не меняли природы самодержавия. Речь шла о переходе власти от одной

дворянской группировки к другой. Борьба за власть не меняла основу

организации политической жизни общества. Так, в царствование Екатерины I

(1725 — 1727 гг.) и первые месяцы царствования Петра II (1727 — 1730 гг.) во

главе государственного управления фактически был Меньшиков. С конца 1727 по

февраль 1730 г. власть удерживали представители вельможной аристократии,

стоявшие во главе Верховного Тайного совета, заменившего Сенат (Голицын,

Долгоруковы).

Правление Анны Иоановны (1730 — 1740 гг.) и Иоана Антоновича (1740 — 1741

гг.), правившего при регентстве его матери Анны Леопольдовны, характерны

засилием всякого рода иностранных аван­тюристов. Например, правление Анны

называют бироновщиной, по имени герцога Бирона, бывшего при ней фактическим

правителем России. Восшествие на престол в ноябре 1741 г. Елизаветы Петровны

привело к перевесу при дворе русских дворян. Среди них наиболее видную роль

играли фавориты императрицы Разумовские, Шуваловы. Наследником Елизаветы стал

ее племянник, сын герцога Голштинского Петр III Федорович (1761 — 1762 гг.).

Он был внуком Петра I и Карла XII. Петр III с первых дней начал проводить

политику, чуждую русскому дворянству. Это грозило новой бироновщиной. Поэтому

в июне 1762 г. гвардия совершила очередной переворот и возвела на престол

жену Петра III — Екатерину II.

В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главе

государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении крупных

реформ, осуществленных в царствование Петра I (такие реформы будут проведены

только Екатериной II). Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою

деятельность решением текущих вопросов. Ведущее место в политике заняло

осуществление ряда мер, направленных на расширение прав и привилегий

дворянства. Главный магистрат уничтожается, а губернские и городовые

магистраты подчиняются воеводам. Облегчается служба дворян, им разрешается

заводить мануфактуры.

10. Реформы государственного управления во второй половине 18 века.

После смерти Петра Первого в стране были созданы органы, ограничивающие

власть государя.

С 1725 – 1730 – верховный тайный совет;

С 1730 – 1740 – кабинет министров;

С 1740 – 1762 – конференция при высочайшем дворе.

Во второй половине 18 века проведена областная реформа – 1775г. Суть –

губернии составлялись, исходя из численности податного населения. В губернии

300 – 400 тыс жителей, для уезда – 20 – 30 тыс. Многие села и слободы были

превращены в уездные города.

Порядок управления губернией и городом:

Во главе стоял губернатор, создавалась казенная палата, которой руководил

вице-губернатор (вопросы финансов и промышленности).

Создавался гражданский и уголовный суд, который осуществлял надзор за низшими

судами губернии. Был создан верхнеземский суд для дворян, губернский

магистрат – для горожан; верхняя расправа – суд над государственными

крестьянами. Совестный суд – суд над малолетними и умалишенными. Создан

приказ общественного презрения, он управлял школами, больницами, тюрьмами.

Постепенно все коллегии закрылись и были заменены губернским правлением.

Городское население делилось на именитых граждан (банкиры, гор. интеллегенция

– они освобождались от телесных наказаний) и мещан (ремесленники, городские

старожилы и домовладельцы).

В городах была создана шестигласная Дума как постоянный

исполнительный орган; она состояла из городской главы и шестигласных. Они

ведали текущим управлением города.

Была создана общая городская Дума. Она избирала членов шестигласной Думы.

Губернские магистраты выполняли судебную и административную функции.

11.Система государственной власти в 1 четверти 19 века.

В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г был

образован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при

императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших

чиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административного

органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую

административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9

департаментов. Святейший сенод управлялся обер-прокурором, который выбирался

из числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенство

вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное

подчинение духовной власти светской.

С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать

министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8

министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции,

внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорского

двора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во

главе был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось на

департаменты во главе с директором департамента. Департамент делился на

отделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы во

главе со столоначальником.

В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгое

подчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственен

только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года

был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между

законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом.

Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов,

военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии.

12. Укрепление государственного аппарата во 2-ой четверти 19в.

Во 2-ой четверти 19 века с 25 – 55гг правит Николай I. За время его правления

возрастает роль собственного Его Императорского Величества.

1. Канцелярия делится на следующие отделения:

1-ое отделение готовило бумаги для императора и рассматривало почту на его

имя, следило за исполнением по ним распоряжений Императора. Существовало с

1812г.

2-ое отделение занималось кодификацией законов (объединением законов).

Существовало с 1826г.

3-е - высшая полиция. Она следила за политическим настроем в обществе.

Страна была поделена на 8 округов во главе с жандармами. Существовало с

1826г.

4-ое – управляло учебными, воспитательными, благотворительными учреждениями

(Ведомство Императрицы Марии). Существовало с 1826г.

5-ое – Временное отделение – занималось реформированием деревни. Существовало

с 1835г.

6-ое – Временное – управляло территорией Закавказья. Существовало с 1843г.

2. Укрепление сословий.

В 1832г был издан указ об ограничении проникновения с среду дворянства

буржуазных элементов. Для них была создана новая сословная категория почетных

граждан двух степеней:

- потомственные почетные граждане 1 степени (дети

дворян, дети церковнослужителей, получивших образование, крупные

предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые и художники)

- личные почетные граждане 2-ой степени (низшие

чиновники, лица, окончившие вузы, дети церковников без образования).

Зарождающаяся буржуазия или предприниматели были поставлены в сословные рамки.

1845г – указ, который ограничивал приобретение дворянства через выслугу.

13. Реформы 60-70-х годов 19 века. Развитие системы местного

самоуправления.

1) Земская реформа январь 1864 года

Земства учереждались как волостные органы местного самоуправления в уездах и

губерниях. Избирательная система земств строилась по принципу имущественного

ценза – по куриям. Существовало три курии:

1.Земледельческая (все землевладельцы уезда, владевшие землей от 200 до 800

десятин или недвижимой собственностью).

2.Городская (входили собственники городских промышленностей и торговых

заведений с оборотом не ниже 6 000 рублей в год).

3.Сельские крестьянские общества. Здесь выборы – многоступенчатые. Общества

выбирают представителей на волостных сходах, а они – выборщиков для участия в

уездном съезде.

Выбранные в земства назывались гласные. Земские органы делились на

распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания

гласных, они заседали раз в год.

Исполнительные – земские управы, они состояли из председателя и нескольких

членов управления. Выборы в земства проводились раз в три года.

В ведомство земств входило местное хозяйство, распределение государственных

податей, назначение местных сборов, устройство благотворительных учреждений,

здравоохранение и народное образование.

Ограничения в деятельности земств.

1.Не было создано центрального органа земского управления.

2.В земствах запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся к их компетенции.

Ограничивалась публичная деятельность земств: земские журналы и доклады

проходили через цензуру.

3.Не дозволялось общаться между собой различным корпорациям земских губерний.

2) Июль 1870 года – городская реформа.

В городах создавались волостные органы общественного управления, избираемые

на основе имущественного ценза. Избирателями становились купцы, промышленники

данного города, владельцы недвижимости.

Избиратели делились на три курии:

1.Крупные налогоплательщики;

2. Средние;

3.Мелкие.

Все курии избирали равное число гласных в думу. Распорядительным органом

стала городская дума, а исполнительным – городская управа под

председательством городского головы.

В компетенции:

1.Благоустройство города

2.Развитие торговли, промышленности, здравоохранения, народного образования и

установления местных налогов.

Городской голова совмещал правительство в думе и управе. Но правительство

имело право не утверждать избираемых городских голов.

Срок выборных полномочий – 4 года.

За деятельностью дум и управ наблюдала губернская по городским делам

присутствия, во главе с губернатором.

После этой реформы города стали превращаться из административных центров в

центры народно-хозяйственной деятельности.

3) Финансовые реформы

Стали публиковать государственный бюджет и отчеты государственного контроля.

С 1862 года вводится единый распорядитель финансов – министерство финансов.

Вводится независимый ревизионный орган – государственный контроль, а на

местах контрольные палаты.

В 1860 году создан государственный банк, а банки на местах как кредитные

учреждения.

Отменены откупа и введена свободная продажа алкоголя, табака, сахара и соли,

с обложением их акцизным сбором.

Последствия реформ.

К управлению страной, хотя бы на местах была допущена оставшаяся часть

общества, а не только дворяне. Не было создано органа управления для

привлечения общества к высшему руководству.

14. Организация государственной власти в конце 19 – начале

20 веков. Государственная Дума.

После убийства Александра II первого марта 1881 года

произошло некоторое ужесточение режима в отношение органов городского и земского

управления.

В июне 1889 года был издан закон о земских участковых начальниках, они

заменили мировых посредников.

Июнь 1890 года – вышло положение о губернских, уездных учереждениях:

1-я курия становилась только дворянской;

2-я – повышался избирательный ценз;

3-я (крестьянская) – лишалась самостоятельного представительства, гласных от

нее учреждал губернатор.

Июнь 1892 года – новое городское положение. Поднимается избирательный

ценз для участия в городских выборах. Городское управление перестало быть

самостоятельным и было подчинено губернской администрации. Ограничивались

заседания городской думы.

В 1905 году в стране происходили массовые беспорядки. На пике февраля 1905г

был издан царский магистрат, который вводил в стране законосовещательный

орган, каким стала Государственная Дума.

Права Думы:

§ Она была подотчетна государственному совету (верхней палате);

§ Дума имела право законодательной инициативы, но Император оставлял за

собой право Вета;

§ Дума решала вопрос о финансах.

Выборы в Думу проходили по 4 куриям и были основаны на имущественном цензе:

§ Крестьянская курия (волость, уезд, губерния, Дума);

§ Рабочая курия – 3 ступени (уезд, губерния, Дума); могли выбираться только

те рабочие, которые были квартиросъемщиками;

§ Городская курия (Губерния, Дума);

§ Земледельческая курия (губерния, Дума) – в основном дворяне.

Право быть избранным в Думу имели с 25 лет. Лишались избирательных прав

женщины, студенты, военнослужащие, кочевники.

В состав Думы входило 480 человек.

До 17г существовало 4 Думы.

1. Дума с 27 апр. – 9 июля 1906г. Председателем стал Муромцев. Вопросы:

аграрный, кадетский проект 42-х и проект 104 (проект трудовиков, крестьянская

фракция).

Они предлагали:

- создать в стране государственный земельный фонд;

- не отчуждать в фонд земли у образцовых имений и помещичьих хозяйств;

- за отчуждение земли предлагалось платить.

Проект 104 (примерно тоже самое) предлагал собрать всю землю и

национализировать. За отчуждение земли предлагал не платить.

2. Гос Дума – 20 февр – 3 июня 1907г.

Председатель Думы – Головин. Активно проводилась тактика блоков. Левый блок –

трудовики, социал-демократы, социал-революционеры, народные социалисты).

Правый блок – кадеты и октябристы.

Дума занималась вопросами:

- аграрный (трудовики и кадеты повторили свои проекты от 1-ой Думы)

- о помощи голодающим;

- о помощи безработным;

- о преследовании профсоюзов.

В начале июня 55 депутатов социал-демократов были привлечены к суду по

обвинению в подготовке военного заговора. 3 июня вышел манифест о роспуске

Думы и об изменении системы выборов в нее. Власть, которая потом

установилась, называлась 3-е-июньской.

Для нее характерно:

1. Гос. Дума сохранилась и имела право утверждения бюджета и депутатского

запроса.

2. Министры отчитывались перед Думой.

3. Сохранилось урезание свободы слова.

4. Существовала оппозиционная пресса.

5. Ликвидирован выкуп земель.

6. Введена социальные гарантии для рабочих.

Эта власть просуществовала до отречения Императора от престола. Но страна

продолжала оставаться Абсолютной Монархией. Император обладал

законодательной властью (статья 27 - . любой закон).

3 Гос. Дума (в условиях 3-е-июньской монархии)

1 нояб 1907 – 9 июня 1912гг.

Выборы в нее проходили по новой избирательной системе:

§ курия землевладельцев получила 50% мест;

§ городская курия была разделена на две части на основе имущественного

ценза. Крупные налогоплатильщики получили в 1,5 раза больше выборных мест,

чем мелкие;

§ от рабочей курии выдвигались депутаты от 6 губерний;

§ сократилось представительство от национальных окраин.

Большинство голосов получили октябристы, и многое зависило от них.

Решаемые вопросы:

§ аграрный вопрос; реформа Сталыпина – создание мелкой крестьянской единицы

и разрушение общины;

§ рабочий вопрос. Для его решения была создана комиссия;

§ созданы конфликтные комиссии для рабочих и крестьян;

§ сокращен рабочий день с 11 до 6 часов.

1912г – закон о государственном страховании рабочих от несчастных случаев

(только на рабочих местах).

§ Национальный вопрос. Финляндский вопрос. Уравняли права русских наравне с

финами;

§ Еврейский вопрос. Был принят проект об образовании еврейского государства

и переселении туда всех евреев.

4-я Государственная Дума.

15 нояб 1912 – 6 окт 1917гг.

Власть была у либералов. Руководитель – Рядзянка. Они стремились создать

антиправительственный блок, но в начале войны они отказались от этого и

выдвинули лозунг «Единого царя и народа!»

Цели войны:

§ Полностью воссоединить русский народ (Галицию, Угорскую Русь, Буковину);

§ Ликвидировать Вост. Пруссию и разделить ее между Россией и Польшей;

§ Ликвидировать Австро-Венгрию и создать большое югославянское государство;

§ Присоединение к России Константинополя.

С 1915г Дума требовала мобилизации промышленности на войну и создание

правительства народного доверия.

В августе 1915г был создан прогрессивный блок, в который вошло большинство

фракций Думы. Руководителем блока стал Милюков. Цели блока:

§ Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны.

§ Обновление состава местной администрации.

§ Строгое соблюдение законности.

Николай II издал в сентябре 1915г указ о прекращении работы Думы. Но

последняя сессия Думы была только 14 февраля 1917г.

27 февраля Дума собралась последний раз и до 6 октября 17г существовала

формально, после чего вышел указ о роспуске Думы.

15. Государственная власть в марте – октябре 1917г.

После отлучения Государя от престола 2 марта в России фактически

установилась республика, но провозглашена она была только 1 сентября 17г.

Высшим органом власти стало Временное правительство. Во главе с марта по июль

– Львов, с июля – Керехский. Временным правительством была создана

чрезвычайная комиссия по расследованию должностных преступлений, совершенных

царскими министрами и чиновниками.

На местах были созданы вместо губернатора комиссариаты. Высшая должность –

комиссары. Все остальные органы – от прежнего правления. Путем соглашения

между рабочими и администрацией был введен 8-и часовой рабочий день.

Вопрос о земле был передан на рассмотрение будущего учредительного собрания.

На местах стали создаваться земельные комитеты.

Временное правительство ликвидировало жандармерию и охранку, но новых органов

сыска не было. Вместо полиции – народная милиция, которая была дилетантской и

дезорганизованной.

Временное правительство объявило о выполнении союзного соглашения и

продолжило участие в войне на стороне Антанты.

До приезда Ленина в Петроград эсеры шли на сотрудничество с Временным

правительством и не претендовали на властные функции.

При помощи эсеров в воинских частях были созданы солдатские комитеты, которые

стали вместе с офицерами – органами власти, что привело к подрыву основного

принципа существования армии – единоначалия и это привело ее к постепенному

развалу. Массой фактов стал: дезертирство, отказ частей идти на фронт и

участвовать в военных действиях.

К Октябрю 17г резко ухудшилась политическая и социальная ситуация в стране.

Были созданы директории из 5 человек во главе с Керенским. Директории

переходила вся полнота власти.

14 сентября был создан ПРЕДПАРЛАМЕНТ, в который вошли все политические

партии. Большевики впоследствии вышли из Парламента.

Из всего следует:

1. В 17г не существовало условий для социалистической революции, но были

созданы все условия для взрыва, который был использован большевиками для

взятия власти.

2. В 17г существовало несколько альтернатив развития:

- либерально-демократический путь;

- генеральско-диктаторский;

- однородно-социалистический;

- большевистский;

- леворадикальный.

Большевистский путь развития осуществился в результате экономического и

политического кризиса в стране, военного поражения на фронте, деморализации

правых и либеральных партий, замешательству меньшевиков и эсеров, энергия

Ленина и Троцкого.

16. Организация новых органов власти в октябре 17г –

июне 18г.

26 октября 17г – Декрет о мире. Этот декрет был адресован не правительству, а

международному общественному мнению и свидетельствовал о желании новой власти

подорвать сложившуюся мировую систему государств.

26 октября 17г – Декрет о земле. Была ликвидирована частная собственность на

землю, леса и воду. Земля изъята у дворян и царского дома. Предусматривалась

передача всей земли Советам и уравнительное право пользования землей. На

каждого крестьянина по 2 –3 десятины.

2 ноября 1917г – Декларация прав народов:

- провозглашено равенство и суверенитет народов бывшей Российской Империи.

- Провозглашено равенство на самоопределение, вплоть до отделения.

- Отмена всех национально-религиозных ограничений.

Октябрь – Ноябрь 17г. Декреты, направленные на слом старой государственной

машины и создание новых органов центрального управления.

- упразднение министерства, сената, синода. Высшим органом власти стал ВЦИК

(Всероссийский центральный исполнительный комитет). Председателем был

Каменев, позже – Свердлов.

- Высшим исполнительным органом стал СНК (совет народных комиссаров) –

Ленин. Было создано 15 наркоматов.

- Высшим органом революционной власти стали Советы.

- Вместо милиции возник орган с таким же названием, но состав ее изменился и

она была подчинена Советам. 28 окт 1917г – Декрет о милиции.

- Старая судебная система была ликвидирована, и на выборных началах стали

действовать народные суды, прокуратура, революционные трибуналы. Декрет от 22

нояб 17г.

7 дек 17г – постановление СНК об организации ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная

комиссия) по борьбе с контрреволюционерами и саботажем.

Организована Красная армия. Красная армия первоначально формировалась из кр.

гвардии и на добровольных началах.

28 янв 18г – указ о создании РККА – рабоче-крестьянской красной армии.

26 окт 17г – ликвидирована смертная казнь.

21 июня 18г – смертная казнь была восстановлена.

10 ноября 17г – декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов. Были

отменены все сословные деления и титулы. Все жители страны объявлялись

гражданами Советской республики.

23 января 18г – церковь отделена от государства.

11 марта 18г советское правительство переехало из Петрограда в Москву, из-за

опасности захвата города антибольшевистскими силами.

Декреты по экономическим вопросам.

14 ноября 17г – положение ВЦИК о рабочем контроле. Его установление связано с

нежеланием старой администрации идти на сотрудничество с советской властью.

28 июня 18г – декрет о национализации промышленных предприятий и ж/д транспорта.

2 декабря 17г – декрет ВЦИК СНК о создании ВСНХ (высший совет народного

хозяйства). На него возлагалась задача по проверке экономической деятельности

государства, централизации и руководстве всеми экономическими организациями.

ВСНХ обладал большими полномочиями, мог конфисковывать, приобретать,

опечатывать любое предприятие.

14 декабря 17г – декрет ВЦИК о национализации банков. Все банки становились

под контроль единого государственного банка РСФСР. Упразднена коммерческая

тайна.

21 янв 18г – декрет ВЦИК онулировал государственные займы царского и

временного правительства на сумму ~ 50 млд рублей, из них 16 млд – внешнего

долга.

22 апр 18г – введена монополия на внешнюю торговлю.

Т.о., в условиях запаздывания революции большевики предприняли собственные

шаги – утвердили компартию главную как политическую силу в стране.

17. Конституция 1918г. и создание Советского государства.

10 июля 18г –первая конституция – конституция РСФСР.

По конституции законодательным органом был ВЦИК. В который входили Ленин,

Свердлов, Калинин, Рыков – зам. Ленина. Исполнительным органом был СНК,

который руководил наркоматами. Наркоматы занимались просвещением,

образованием, здравоохранением и т.п., здесь же были РКИ (рабоче-крестьянская

инспекция), ВЧК – (чрезвычайная комиссия) – занималась сыском. Это время

называют Политикой военного коммунизма, т.к. она направлена на утверждение,

часто насилием, социалистической системы жизни.

13 мая 18г – провозглашена продовольственная диктатура. Проводилась

продотрядами и комбедами. Тотальное уничтожение частной собственности.

Господство коллективного земледелия. Ввели безрыночную систему

хозяйствования, путем ликвидации товарно-денежных отношений. Этот период

называют периодом чрезвычайщины.

Следующим периодом стал период продразверстки. Был установлен конкретный план

по изыманию продуктов.

С 15 апр 19г – исправительно-трудовые лагеря. Создавались концлагеря для

участников борьбы против советской власти. По директиве казачество подлежало

всеобщей ликвидации.

Третий этап – милитаризация труда. С его помощью восстанавливалось народное

хозяйство.

18. Конституция 1924г. Государственная власть 1924 – 1936гг.

31 января 1924г – первая Конституция СССР.

По этой конституции следующее государственное устройство:

ВЦИК – главный законодательный орган, который делился на 2 палаты. 1-ая –

совет Союза 371 депутат (от каждой республики). 2-ая палата – совет

национальностей 131 депутат (по 5 депутатов от каждой республики, и по 1

депутату от каждой автономной).

Постоянным органом стал Президиум – председатель Калинин. СНК –

исполнительный орган. Председатель – Рыков. Ему подчинялись наркоматы.

Высшим органом стал Всесоюзный Съезд Советов. Ему подчинялся ЦИК (центральный

исполнительный орган). ЦИКу подчинялись союзный совет и совет

национальностей. А так же Верховный суд, которому в свою очередь подчинялся

прокурор, а тому – ОГПУ.

На постоянной основе работал Президиум ЦИК. Ему подчинялся СНК.

СНК работал под руководством РВСР (революционный военный совет республики).

СНК руководил постоянной комиссией СНК и наркоматами, которые делились на 3

категории:

- общесоюзные наркоматы (иностранных дел, обороны,

внешней торговли, путей сообщения, связи).

- Союзно-республиканские наркоматы. Их

представительства были и в республиках (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов

и РКИ)

- Республиканские наркоматы (внутренних дел,

сельского хозяйства, юстиции, просвещения, здравоохранения).

Постоянная комиссия состояла из: Главлита (цензура), СТО (совет труда и

обороны), Госплана, Главного концессионного комитета, ЦСУ (центральное

статистическое управление).

Избирательная система была многоступенчатой с разным представительством

рабочих и крестьян.

19. Конституция 1936г. Организация государственных органов в 1936 – 1940гг.

Причины тоталитаризма – самодержавие, при отсутствии каких-либо

демократических институтов власти. Именно поэтому народ был готов к

единоличному правлению и был спокоен. А также:

- вековая традиция единодержавия;

- желание совершить большой скачок в светлое будущее при неразвитости

политических и экономических институтов. Это привело к использованию

исключительно силовых методов для достижения цели;

- за социалистический строй сталинского курса выступала наиболее

отсталая в культурном плане часть общества (новые рабочие – выходцы из

деревни). Партийное руководство формировалось из этих слоев населения. Из-за

низкого уровня образования они приняли сталинскую схему.

- партийное советское руководство формировалось по принципу личной

преданности руководству;

- монополия коммунистической партии на власть и слияние ее с

государством.

В результате подобной трансформации в стране к концу 30-х годов окончательно

сложилось тоталитарное государство, в котором реальной властью обладал

партийный хозяйственный советский номенклатурный аппарат, управлявший всеми

сторонами жизни.

Экономической основой государства стал, объявленный социализмом,

принудительный способ организации производства. Производственные отношения

представляли собой отношения экономической зависимости, которые стремились на

уравнительный принцип, включая систему льгот и привилегий. Они зависели не от

количества и качества труда, а от значимости исполняемых функций для

политического режима. Уравниловка в оплате труда способствовала поддержке

режима со стороны малоквалифицированных работников кассы, которых было

большинство в стране.

20. Государственная власть в 1941 – 1945гг.

В годы ВОВ все органы власти подчинялись И.В. Сталину. Под его руководством

находились:

- ставка верховного главнокомандующего(СВГК), который в свою очередь

делился на представителей на фронтах и на штаб РККА.

- ЦКВКП(б) (республиканские, областные, краевые, районные партийные

комитеты);

- Советские органы (республиканские, областные, краевые и районные);

- СНК, который руководил наркоматами;

- ГКО (государственный комитет обороны). Он в свою очередь делился на

Городской комитет обороны и на Уполномоченных ГКО.

16 июля 1941г в армии и флоте был введен институт военных комиссаров –

это чрезвычайная форма руководства партии вооруженными силами существовала до

октября 42г. Все руководители страны отвечали за какой-либо участок работы.

Молотов курировал производство танков, Маленков – самолетов, Вознесенский –

оружия и боеприпасов.

Вышедшие из окружения части отправляли в лагеря НКВД для проверки.

Была проведена депортация:

- в августе 41г – депортировали немцев Поволжья;

- в ноябре 43г – калмыков;

- с декабря 43г по май 44г депортировали чеченцев, ингушей,

балкарцев, крымских татар, греков и армян;

- в ноябре 44г с приграничных районов Грузии выселили турок.

21. Государственная власть в 1946 – 1985гг.

22. Конституция 1971г. Роль КПСС в советском государстве.

23. Органы государственной власти в 1985 – 1991гг.

24. Конституция 1993г. Государственная власть в России в 90-е гг.

Декларация о государственном суверенитете России. Б. Н. Ельцин — первый

Президент Федерации. Суверенная Россия на пути либеральных реформ.

Августовский путч 1991 г. и крах перестройки как по­пытки социалистического

реформаторства. Прекращение деятельности КПСС. Курс на радикализацию реформ,

переход к рыночным отношениям и либеральной политической модели. Первые шаги к

рынку. «Шоковая терапия» и обострение ситуации в стране при правительстве Е. Т.

Гайдара. Противоречия и социальные последствия приватизации. Последствия

либерализации цен для населения; обесценивание денежных сбережений, рост цен в

150 раз, ухудшение качества питания и системы лечения. Спад промышленного

производства, сокращение числа работающих, кризис колхозной системы, рост

инфляции. Забастовки рабочих, служащих. Эмиграция научных кадров. Начало

стабилизации экономической ситуации в 1996—1997 гг. Прекращение спада

производства. Рост предпринимательства. Снижение инфляции. Укрепление курса

рубля. Становление банковской системы. Рост числа акционерных обществ, частных

предприятий и банков. Начало создания частнокапиталистического уклада. Демонтаж

отжившей командно-административной системы и переход к экономическим методам

регулирования. Рост внешней торговли и интеграция России в мировое хозяйство.

Рост потребительского рынка. Формирование политической системы Российской

Федерации. Установление отношений с субъектами Федерации. Стремление к

сохранению территориальной целостности России. Борьба против преступности и

терроризма. Развитие гласности, политического плюрализма, многопартийности.

Создание новой системы законов. Широкая демократизация всей жизни общества.

Новая геополитическая обстановка в мире и Рос­сии после распада СССР.

Формирование внешней политики России как суверенного государства, ее основные

направления. Отношения со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск

из Германии и стран Балтии. Усиление двусторонних отношений России со странами

Запада, рост внешнеэкономических связей. Встреча Б. Н. Ельцина и Дж. Буша,

принятие Кэмп-дэвидской декларации, осудившей идеологию и практику «холодной

войны».Участие России во встречах «большой семерки» (основных промышленно

развитых стран мира). Участие России в миротворческих операциях в «горячих

точках» — Югославии, Ираке, Палестине и др. Россия и НАТО. Присоединение России

к программе «Партнерство ради мира». Вступление России в Совет Европы.

Отношения России со странами ближнего зарубежья. Попытки сохранить единое

военно-политическое и экономическое пространство. Налаживание экономических,

политических и культурных связей. Создание СНГ — Содружества Независимых

Государств. Сложности развития взаимоотношений стран Содружества, обострение

территориальных, национальных, политических противоречий внутри СНГ. Договор о

коллективной безопасности стран СНГ. Трудности в отношениях со странами Балтии.

Проблема защиты интересов русскоязычного населения в этих странах, где

нарушаются права человека. Проблема беженцев в России. Военные конфликты у

границ СНГ и помощь России в их урегулировании. Война в Чечне и осложнение

отношений России со странами Закавказья. Вывод российских войск из стран

Балтии, Грузии, Молдавии, Армении, Таджикистана. Роль военных баз России как

миротворческих сил на территории стран СНГ. Сложные процессы экономической и

политической интеграции стран СНГ.

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены