Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Социальная работа с пожилыми людьми

Социальная работа с пожилыми людьми

Социальная работа с пожилыми людьми

3

АННОТАЦИЯ

Работа 29 с., 20 источников

Пожилые люди, старость, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальная работа, технологии социальной работы.

Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения - изучению теоретических основ феномена старости и краткому описанию практической части помощи пожилым людям. Старость - это сложное и в то же время вполне естественное общественное явление, имеющее на сегодняшний день увеличивающийся процент роста в связи с некоторыми причинами, в том числе с демографическим взрывом, развитием медицинского знания, склонностью общественного сознания к гуманизации и др. Социальная работа проводится с пожилыми людьми, нуждающимися в опеке, заботе, поддержке как материальной, морально-психологической, юридической, так и иной социальной помощи.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Пожилые люди как объект социальной работы

1.1 Старость как социальная проблема

1.2 Генезис отношения к пожилым людям в обществе

1.3 Новая модель старости

2. Социальная работа с пожилыми людьми

2.1 Пенсионное обеспечение граждан старшего поколения

2.2 Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

2.3 Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Не существует четких границ при определении хронологической старости, то есть того количества прожитых лет, после которого человека можно назвать пожилым или старым. Здесь многое зависит от достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Представление о социальной старости связано, прежде всего, с возрастом всего общества в целом и относится со средней продолжительностью жизни в определенной стране и определенном временном отрезке. Старение в большей степени социальный, чем биологический процесс, неодинаковый для разных эпох и культур, для представителей социальных слоев и групп.

Сегодня наблюдается постоянный рост доли пожилых людей. Можно выделить две причины такого процесса. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. В населении Российской Федерации можно выделить как бы несколько «поколений» граждан старшего возраста. Так, в 2000 году численность пожилых людей составляла 30,2 млн. человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляли 1387 тыс. человек, лица в возрасте 100 лет и старше -- 15 558 человек. Характерно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей переписи 1979 года) численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы -- эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне. По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

1. ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1 Старость как социальная проблема

Процесс старения населения -- явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества.

Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых».

Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:

1) допроизводительный возраст (0--17 лет);

2) производительный возраст (мужчины: 18--64 года, женщины: 18--59 лет);

3) послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет):

а) старость (мужчины: 65--79 лет, женщины: 60--79 лет);

б) глубокая старость (старше 80 лет).

В России процесс старения населения начался в послевоенный период, и по международным критериям население России считается «старым» уже с 60-х годов, когда доля россиян в возрасте 65 лет и старше превысила 7%. Особенностью России является превышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорциональность наиболее показательна для более старших возрастных когорт.

По переписи населения 1989 г. превышение численности женщин старших возрастов над численностью мужчин-ровесников составило 343 (на 1000 мужчин -- 1343 женщин). У поколения 50-х годов рождения и позже практически существует равновесие, у тех, кто родился в 20-х, превышение в 2 и более раза, у долгожителей -- более, чем в 3 раза. Что касается самых старших возрастов, то здесь диспропорциональность объясняется огромными потерями мужского населения во время войны, у тех, кто помоложе, другие причины -- повышенная мужская смертность, более низкая, чем у женщин, продолжительность жизни, чему, в свою очередь, тоже есть объяснения.

С 1992 г. началась естественная убыль населения России, то есть наступил перевес числа смертей над числом рождений. В 1960-е гг. общий коэффициент рождаемости, как видим, снизился в полтора раза, естественного прироста -- почти втрое. Однако еще сохранялась видимость демографического благополучия, которого фактически уже не было. Именно в 1960-е гг. в России наступило суженное воспроизводство населения, то есть рождающихся детей уже было недостаточно для количественного замещения родительского поколения. В 1969--1970 гг. чистый коэффициент воспроизводства населения был равен 0,934, а в 1980--- 1981 гг. -- 0,878. Это означает, что на смену каждой тысяче человек родительского поколения пришло всего 878 их «заместителей». Вписываясь в общемировые демографические тенденции и даже опережая их по темпам развития процесса старения, Россия только сейчас начинает осознавать необходимость углубленного анализа проблемы, связанной с реформированием социальной политики в отношении пожилой части своего населения.

1.2 Генезис отношения к пожилым людям в обществе

В давние времена старые люди не умирали естественной смертью, так как в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания.

На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя ответить даже приблизительно: угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и, стало быть, у разных народов наступало в различные времена. В таких случаях место дат должны занять периоды (эпохи). Современник К. Маркса и Ф. Энгельса, высоко ими ценимый американский антрополог и этнограф, исследователь жизни индейцев Л. Г. Морган (1818--1881) разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации.

Л. Г. Морган утверждает, что две первые эпохи, дикости и варварства, можно разделить на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждом из них: низший, средний и высший. Уничтожение стариков прекратилось, с его точки зрения, на среднем уровне эпохи дикости. Это тот период, который, по словам Энгельса, связывается с употреблением в пищу рыбы и пользования огнем. В то же время совершенно правильным является мнение различных исследователей о том, что у одних народов уничтожение стариков могло прекратиться раньше, у других -- позже.

К факторам, детерминирующим условия жизни стариков и отношение к ним общества, и в частности родственников, этнологи относят социальную организацию, уровень экономического развития и фиксированность на определенной территории. В оседлых обществах с развитой структурой старики символизируют непрерывность их истории и стабильность социокультурных особенностей. Поддержка и уважение со стороны молодых могут рассматриваться и как превентивная мера, стремление последних гарантировать себе аналогичное положение в будущем.

Многие традиции примитивных обществ могут показаться жестокими и безнравственными, однако при их анализе необходимо основываться на культурных особенностях и ценностных системах данных обществ. Этнологи считают, что в обществах, где практиковалось умерщвление стариков, те соглашались на такую смерть под влиянием культурных традиций, собственного опыта умерщвления старших, в том числе родителей, желания почувствовать себя в центре празднества, организуемого по этому поводу.

Со временем, по мере улучшения бытовых условий, формируется новая, более гуманная, мораль. Стариков не только перестают уничтожать, но они становятся предметом почитания и уважения со стороны младших поколений.

В обществах, испытавших влияние западной культуры и переживающих переходный период от традиционных обычаев к христианской этике, признается декларативная власть стариков, формирующих политические советы. Но в условиях миграционного образа жизни и бесконечных войн реальную власть приобретают молодые, возглавляющие переселения и военные действия. В небогатых племенах (например, сибирские чукчи) старики до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами семьи, что обусловливает престиж стариков и социальную стабильность.

В обществах с более развитой экономикой, обеспечивающей достаточный уровень жизни, значительное место занимают религиозные и мистические верования, и соответственно усиливается роль стариков, наделенных достаточной властью и авторитетом, которые самореализуются в религиозных функциях.

Технический прогресс XVIII века обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами -- материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство.

В XIX веке европейские общества претерпели радикальные трансформации. Под влиянием промышленной революции, урбанизации, сокращения сельского населения, формирования класса пролетариев произошел первый демографический взрыв: в 1870 году население Европы достигло 300 млн., и соответственно увеличился процент старых людей в общем объеме населения.

Сохранившийся престиж старости стал рушиться. Положение большинства старых людей значительно ухудшается. XX век унаследовал стереотипический образ старика, сформировавшийся в ходе исторического развития. Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшается во второй половине XX столетия и противоречит принципам развития современной цивилизации.

Рано вытесненные с рынка рабочей силы, пенсионеры становятся бременем для общества, ориентированного на получение прибыли и мало заботящегося о конкретном человеке. Большая часть стариков лишена достаточных средств к существованию. Их бюджет несбалансирован, что вынуждает их часто обращаться в органы социальной защиты. У стариков возникает ощущение, что они просят подаяния, далеко не всем удается примириться с такой ролью. Ситуация усугубляется эмоциональным состоянием старых людей. Теряя друзей, они переживают одиночество, утрачивают внимание окружающих.

1.3 Новая модель старости

Томас Манн подчеркивал, что старость не должна быть процессом упадка, что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. Новейшие исследования социальных геронтологов показывают, что, если умело подойти к проблеме переквалификации пожилых трудящихся (смоделировать и реализовать на практике принцип селективной оптимизации с компенсацией), то пожилые не уступят по многим показателям молодым.

Утверждение о нездоровье и зависимости пожилых людей чаще всего преувеличено. Исследования показывают, что в целом пожилые люди становятся более здоровыми по сравнению с предыдущими поколениями пожилых людей.

Логическую зависимость в понимании проблемы старения и действий по ее разрешению придает установление ежегодного Международного дня пожилых (1 октября) и решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей как «знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни -- не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии».

Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации.

Селекция (или отбор) подразумевает поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены в связи с возрастом. В данной посылке речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь.

Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях.

Компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т.д.

Таким образом, если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной практики в отношении пожилых людей, то результативность и общественная полезность все возрастающего числа пожилого населения, без сомнения, умножатся многократно. Речь тогда может идти только о том, как и насколько будет действовать фактор развития общества за счет его пожилых членов. Однако первым и определяющим показателем развития общества станет не количество, а качество.

Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это -- мудрость жизни, знаний, ценностей.

2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

2.1 Пенсионное обеспечение граждан старшего поколения

Для увеличения пенсий применяются механизмы увеличения (индексации) пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, а также повышения минимального размера пенсии и дифференцированной компенсационной выплаты. По мере роста среднемесячной заработной платы в стране и увеличения объема поступлений взносов в Пенсионный фонд РФ проводится индексация пенсии. Одновременно с увеличением пенсий путем их индексации повышаются компенсационные выплаты пенсионерам, в первую очередь -- в целях оказания помощи малообеспеченным категориям пенсионеров.

Однако, несмотря на увеличение минимальной пенсии в течение года, установленный минимальный размер выплаты составляет лишь 48% прожиточного минимума пенсионера, что не соответствует предусмотренной законодательством минимальной государственной социальной гарантии. Дальнейшие меры, направленные на улучшение материального положения пенсионеров, позволили уменьшить отставание минимальной пенсионной выплаты от прожиточного минимума пенсионера. В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2001 г. № 38-ФЗ с 1 мая 2001 года пенсионерам, имеющим право на получение двух пенсий, отменено ограничение общей суммы пенсий коэффициентом 1,2 среднемесячной заработной платы в стране.

Начало XXI века было весьма продуктивным в плане принятия нормативных законодательных актов по пенсионной проблематике: было принято 24 акта, из них 4 федеральных закона, 14 указов Президента РФ, 6 постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение пенсионного обеспечения. Реализуя нормативные законодательные акты, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, провели большую работу по перерасчету пенсий в связи с новыми нормами права, выплатив пенсии в новых размерах в установленные сроки. Выплата пенсий осуществлялась без каких-либо задержек.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения, приведения пенсионной системы в соответствие с реально складывающимися социально-экономическими условиями, укрепления конституционных гарантий пенсионных прав граждан проводится реформирование пенсионной системы. Гарантии дохода в старости в отсутствие необходимого стажа для всех нетрудоспособных граждан предусматриваются в системе государственного пенсионного обеспечения. Смешанная пенсионная система также предполагает развитие дополнительных форм пенсионного страхования и обеспечения, в том числе региональных.

В 2000 году, в связи с принятием Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, начата работа по уточнению основных положений Программы пенсионной реформы. Стратегическая задача и главная цель пенсионной реформы в новых условиях -- повышение уровня пенсионного обеспечения населения и обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, с учетом предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации после 2015--2020 годов.

На основе данных долгосрочного макроэкономического прогноза Минэкономразвития России и прогноза Пенсионного фонда Российской Федерации по финансовому обеспечению пенсионной реформы в Российской Федерации в 2000 году были подготовлены предложения по вариантам развития пенсионной системы на период до 2010 года.

Правительством Российской Федерации в сентябре-октябре 2000 года рассмотрены эти варианты и одобрен сценарий, предусматривающий рост среднего размера трудовых пенсий в предстоящем десятилетии с 95% до 125-- 140% прожиточного минимума пенсионера и допускающий введение ставки отчислений на накопительное финансирование трудовых пенсий, с ее поэтапным увеличением при одновременном снижении ставки единого социального налога на пенсионные цели. Указанные суммы должны зачисляться на именные счета граждан и с учетом полученного от их размещения дохода учитываться при исчислении размера трудовых пенсий. При этом пенсия будет состоять из двух частей: финансируемая за счет единого социального налога и накопительным методом. Доля накопительной пенсии составит в 2010 году 14--15% общего размера выплаты и к 2020--2030 годам -- 50%.

В 2002 году вступили в силу новые пенсионные законы, подготовленные в соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации:

-«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

-«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

-«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Эти законы, внесенные Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, закрепляют новую структуру пенсионной системы Российской Федерации:

-государственное пенсионное обеспечение -- предоставление за счет сумм единого социального налога базовой части трудовых пенсий, а также за счет ассигнований из федерального бюджета -- социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц;

-обязательное пенсионное страхование -- предоставление за счет обязательных страховых взносов страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;

-дополнительное пенсионное страхование и обеспечение -- предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" создает условия любому лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, в течение всей трудовой деятельности формировать свой пенсионный капитал для обеспечения достойной старости. Вводится новая формула пенсий:

-базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу;

-страховая часть трудовой пенсии зависит от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности;

- накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и выплачиваемая по достижении установленного пенсионного возраста.

2.2 Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

В развитых странах социальная защита всех категорий населения осуществляется как через систему государственных учреждений, так и внегосударственными благотворительными организациями. В России частные формы поддержки и помощи людям пожилого возраста развиты пока очень слабо и основную роль в их социальной защите играет государство, которое осуществляет её различных видах через структуру общих и специализированных учреждений. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, различных видов натурального обеспечения, широко спектра услуг и льгот. Одной из основных задач этого направления социальной защиты пожилых людей на современном этапе является обеспечение достойной жизни данной категории населения через повышение уровня их доходов.

Бюджет ПФ складывается из суммарных отчислений работающих граждан (1 % от начисляемой заработной платы) и предприятий - работодателей (28 % от фонда заработной платы). Однако в связи с тем, что финансовая ситуация на многих крупных предприятиях находится в кризисном состоянии они имеют большие долги по перечислению взносов в ПФ РФ. Ряд частных коммерческих предприятий преднамеренно скрывает реальный уровень заработной платы своих сотрудников для того, чтобы уменьшить сумму отчислений. Постепенное оздоровление экономической ситуации в стране приводит к улучшению ситуации с бюджетом Пенсионного Фонда, а введение с 1997 г. системы идентифицированного учета отчислений физических лиц должно привести к уменьшению количества скрываемых доходов.

Облегчению материального положения пенсионеров способствуют различные льготы, вводимые для этой категории граждан на федеральном и региональном уровнях. К ним можно отнести бесплатный проезд в муниципальном автотранспорте, обеспечение лекарственными препаратами бесплатно или с 50% скидкой, снижение стоимости проезда в электропоездах в летний период и т.д. Для ветеранов труда введена 50% льгота по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, пользования телефоном. Большое количество льгот предоставляется участникам Великой Отечественной войны согласно закону о ветеранах, принятого к 50-летию Победы в 1995 г.

Важная роль в социальной защите пожилых людей принадлежит учреждениям, обеспечивающим стационарные и нестационарные формы обслуживания. К стационарным формам можно отнести дома-интернаты, сеть которых существует ещё с советских времен, а количество этих учреждений приближается в нашей стране к тысяче. Они предназначены, в основном, для одиноких пожилых людей, испытывающих в силу возраста или болезней затруднения в организации быта. Кроме того, дома-интернаты позволяют решать проблемы общения, досуга и медицинского обслуживания пенсионеров. Однако, построенные по типу общежитий, они далеко не всегда удовлетворяют в уровне комфорта и уюта, качестве питания и обслуживания. Более перспективной формой таких учреждений становятся дома ветеранов, которые представляют собой обычные жилые дома, все квартиры, в которых занимают люди пожилого возраста. Первые этажи в этих домах отводятся под социальную инфраструктуру: магазин, аптека, парикмахерская, прачечная, комнаты для проведения досуга и занятий спортом, медицинский пункт, в котором круглосуточно дежурят врач и медицинская сестра. Таким образом, при достаточно высоком уровне автономизации (отдельные квартиры, вместо комнат в домах-интернатах) пенсионерам предоставляется большой спектр социальных услуг и возможностей для медико-социальной реабилитации. Один из таких домов был открыт в г. Бердске НСО в мае 2000 г.

Службы срочной социальной помощи обеспечивают остро нуждающихся горячим (и чаще всего бесплатным) питанием, поддерживают их через выдачу продуктовых наборов, одежды, обуви, предметов первой необходимости. Формы стационарной о нестационарной помощи людям пожилого возраста развиты в большей или меньшей степени в различных субъектах Российской федерации. Уровень их развития во многом зависит от заинтересованности и активности местных органов самоуправления. Тем не менее, все они должны быть основаны на следующих принципах социальной помощи:

-адресности, предусматривающем учет потребностей клиентов социальной работы в определенных формах и видах социальной защиты;

-гарантированности, то есть обязательности оказания социальной помощи людям пожилого возраста;

-комплексности, предполагающий предоставление пенсионерам нескольких видов социальной помощи одновременно;

-дифференциации, то есть учета при организации социальной защиты региональной, половозрастной и культурной специфики;

-динамики социальной защиты, который предусматривает пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни.

Социальная помощь и поддержка пожилых людей - одно из важнейших направлений социальной политики государства. Но во многом эмоциональное состояние представителей этой возрастной группы зависит и от отношения к ним окружающих, близких людей и людей незнакомых. Уважение к старости, к заслугам и возрасту пожилого человека - это показатель культуры общества.

2.3 Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми

Помощь государства стареющим гражданам можно назвать официальной, формальной помощью, содержание которой описано в уже указанных федеральных законах; помощь семьи и друзей можно рассматривать как неофициальную, частную социальную помощь стареющим людям. Существует еще и добровольная социальная помощь, которая, в частности, и подразумевает создание групп самопомощи.

Члены добровольных ассоциаций работают бесплатно. Здесь отсутствует система принудительной власти. Множество пожилых людей добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредством различных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями, учебными заведениями, другими организациями.

Основные цели таких программ:

-предоставление пожилым людям возможности принести пользу своим общинам, нуждающимся в помощи немощным, больным людям, инвалидам, одиноким и, оказывая помощь другим, заслужить уважение, ощутить удовлетворение от осознания своей полезности и возможности сделать кого-то счастливым;

-организация дополнительных служб из числа пожилых людей, добровольно оказывающих помощь своим сверстникам;

-помощь пожилым людям с низкими доходами, не имеющим сил полноценно обслуживать себя, с целью продлить их проживание в собственном доме, отдалить переезд в дом-интернат;

-формирование в обществе уважительного отношения к стареющим людям как к равноправным членам общества;

-использование опыта и знаний пожилых людей для оказания помощи социальным органам, школам, административным структурам путем консультаций; реализация программы «Приходящие бабушки и дедушки», в рамках которой пожилые люди помогают детям из маргинальных семей преодолевать трудности в учебе;

-содействие улучшению связей между поколениями, сближению пожилых людей и молодежи, передаче жизненного опыта, знаний, навыков молодым, сохранению связей пожилых людей со своими еще работающими коллегами, организациями, в которых они работали.

Объединения, разрабатывающие подобные программы, преследуют и собственные цели -- стремятся повысить свой престиж, авторитет в районе, городе, штате. Виды помощи, оказываемой добровольцами, весьма разнообразны: помощь на дому, сопровождение к врачу, покупка и доставка на дом продуктов, изготовление различных приспособлений, облегчающих жизнь престарелых и инвалидов в собственных квартирах, занятие с детьми в интернатах для страдающих от каких-либо умственных, физических или эмоциональных расстройств или просто с детьми, отстающими в развитии, работа с пациентами в больницах, домах-интернатах, центрах дневного пребывания, помощь в организации досуга, развлечений для пожилых людей и т.д.

Обычно добровольцы затрачивают на выполнение своих обязанностей от 6 до 20 часов в неделю. Организация, разработавшая программу, и ее спонсоры оплачивают расходы добровольцев на транспорт и обслуживание своих подопечных; в дни работы им предоставляется бесплатный обед. Иногда для добровольцев организуются вечера отдыха, пикники, им вручаются сувениры или небольшие денежные вознаграждения, а раз в год они проходят бесплатное медицинское обследование.

В качестве примера добровольной программы помощи рассмотрим работу Ассоциации «Пионеры телефонной службы Америки», организованной компанией «ITT» (Американский телефон и телеграф) и объединяющей свыше полумиллиона добровольцев из числа сотрудников телефонных компаний США и Канады -- как работающих, так и ушедших на пенсию. Добровольцы участвуют в реализации 2000 различных коммунальных проектов, работая в больницах, интернатах, школах и т.д. Участвуя в деятельности Ассоциации вместе с работающими коллегами, пенсионеры сохраняют контакты с ними и со своими организациями. Они мастерят для инвалидов различные приспособления, проводят занятия по радиоделу и т.д. Различаются также программы «Пожилые добровольцы», «Пенсионеры-компаньоны», «Приходящие бабушки и дедушки», для участия в которых отбираются лица в возрасте 60 лет и старше. Участники этих программ приходят на дом к пожилым людям, инвалидам, детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях или домах для детей с физическими, умственными, эмоциональными расстройствами, поддерживают с ними постоянные контакты, регулярно оказывают им необходимые услуги, гуляют, беседуют с ними. Добровольцы затрачивают на это не менее 12 часов в неделю и получают освобождение от уплаты налогов на жалованье. Изъявившие желание работать в программе «Приходящие бабушки и дедушки» (одной из самых крупных программ) проходят 40-часовую подготовку до начала работы и затем ежемесячно-- еще по 4 часа. Обычно пожилые люди-добровольцы используются в области, в которой они являются специалистами. Большое внимание уделяется привлечению пожилых людей к работе с молодежью по программе «Поколения вместе». Цель -- создание возможности для совместного времяпровождения, взаимного обогащения в результате такого общения знаниями, передачи опыта и умений пожилых людей, расширения взаимопонимания.

Американская ассоциация пенсионеров -- крупнейшая в США организация пожилых людей (насчитывающая около 30 млн. человек) -- разрабатывает и осуществляет программы помощи недавно овдовевшим людям с целью помочь им адаптироваться к новому для них состоянию одиночества (обычно этим занимаются люди, которые сами испытали подобное горе).

Развитие добровольной сети социальной помощи -- с одной стороны, своего рода вызов профессионалам, а с другой стороны, огромное поле деятельности для этих же профессионалов, желающих сотрудничать с добровольцами. Важную роль в решении подобного рода задач играют связь с общественностью и групповая работа.

Что касается России, то взаимопомощь и здесь была бы естественным принципом решения человеческих проблем, однако развитию движения добровольцев в нашей стране препятствуют отсутствие сотрудничества между различными общественными и государственными организациями, дублирование их деятельности, отсутствие координации, единого информационного пространства, несовершенство правовой базы в области взимания налогов и защиты от произвола чиновников, преступных элементов, нехватка финансовых средств (нередко общественные инициативы финансируются зарубежными странами и фондами).

Социальные работники должны быть осведомлены о наличии подобных учреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся. Не следует также забывать, что в настоящее время различные группы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организациях различных конфессий.

Наряду с расширением сети групп добровольной помощи, оказываемой пожилыми людьми, необходимо всячески развивать систему профессиональной помощи стареющим людям. Специализация в этой области требует серьезной подготовки. Деятельность государственных организаций социальной защиты пожилых людей базируется на уже упоминавшихся законах, в которых достаточно подробно расписаны основные виды социального обслуживания пожилых людей (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарах, центрах дневного пребывания и т.п.). Соответствующие статистические данные, анализ основных видов услуг, предоставляемых пожилым людям, даны в Настольной книге специалиста по социальной работе.

На разных этапах жизни человека, в разных жизненных ситуациях может доминировать или субъективное, или объективное начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, т.е. доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т.д.

Действительно, если в недалеком прошлом человек занимался активной трудовой деятельностью, был инженером, водителем автобуса, учителем, слесарем и т.д., то в пожилом возрасте каждый становится пенсионером, «освобождаясь» порой даже от ролей отца или матери, ибо иногда дети и даже внуки умирают раньше родителей и прародителей. В связи с этим стареющие люди лишаются значимого для них общения, поддержки, даже смысла жизни и нуждаются в помощи. Задача социального работника - приложить максимум усилий для стимулирования, актуализации субъективного начала в человеке. Необходимо оказывать таким людям помощь в освоении новых и актуализации старых ролей-- порой организуя группы самопомощи, клубы пожилых людей, издавая специализированные газеты, журналы и т.п.

Клубная работа, получившая широкое распространение, -- один из методов социально-психологической помощи стареющим людям.

Клубы, т.е. своеобразное объединение людей, имеющих одинаковые социальное положение, политические или религиозные взгляды, были известны со времен Древнего Рима. Поначалу это были учреждения, рассчитанные исключительно на мужчин, затем появились клубы для женщин, юношей и девушек. Существуют различные формы клубной работы.

Клубы для пожилых людей начали появляться после второй мировой войны. В некоторых социальных службах насчитывается несколько таких клубов: «Любители романсов», «Просвещение», «Любители животных» и др. Задача клуба -- удовлетворить разнообразные духовные потребности его участников.

Территорию вокруг клуба любители садоводства могут использовать для того, чтобы продемонстрировать свои способности. Здесь же можно разместить скамейки и столы под тентами. На самочувствие пожилых членов клуба может оказать благоприятное влияние и дизайн помещения клуба,

Мебель в клубе должна иметь нормальную высоту -- с низких и мягких кресел пожилым людям трудно вставать. Наиболее подходящими являются полумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженными поручнями. В состав оборудования входят также шкафы для различных материалов, пластинки, книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, стойка с ежедневной прессой.

По некоторым данным, оптимальное количество членов клуба -- 40--50 человек. Некоторые клубы выдают членские билеты и собирают членские взносы; тайным голосованием избирается правление клуба (из 6--7 человек), перевыборы проводятся ежегодно.

Клуб для пожилых людей должен наладить связь с местной общественностью, избирая различные формы сотрудничества. Одновременно он может стать центром, в котором решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей.

Программа занятий спланирована и приспособлена к потребностям стареющих людей. Наиболее популярные формы занятий -- просветительские лекции, встречи с интересными людьми, коллективное чтение книг и журналов, работа различных кружков (театрального, вокального, вязания и др.). Большое внимание уделяется туризму, организации экскурсий.

В ряде клубов создается секция социальной помощи, задача которой -- выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.

На наш взгляд, именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может, бесспорно, принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы».

Однако далеко не каждый пожилой человек стремится стать членом клуба, а некоторые физически не в состоянии прийти в клуб. В этом случае основные задачи социального работника следующие:

1) выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;

2) установление и поддержание связи с трудовым коллективом, в котором ранее работали ветераны войны и труда и инвалиды;

3) налаживание контактов с комитетами Красного Креста, советами ветеранов войны к труда, другими общественными организациями для оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;

4) содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, а также помещении в дома-интернаты или территориальные центры:

5) предоставление разнообразных услуг одиноким пенсионерам (доставка на дом обедов, полуфабрикатов, сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.);

6) выполнение просьб, связанных с перепиской с родственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений;

7) организация погребения умерших одиноких пенсионеров.

Исключительное значение в повышении эффективности социальной работы с пожилыми людьми имеет самообразование, самопознание социального работника.

Социальный работник должен учитывать, что психика пожилых людей неустойчива и им зачастую присуща раздражительность. Разговаривая с таким клиентом, необходимо ощущать уверенность в себе; стул, на котором сидит социальный работник, должен быть выше стула, предназначенного для клиента. При желании сорвать свой гнев на клиенте следует расслабить плечи и сделать три глубоких медленных вдоха и выдоха, сфокусировав внимание на счете; можно также попытаться воспринимать клиента как маленького ребенка, требующего внимания и участия.

Заключение контракта или договора (письменного или устного) на оказание социальных услуг будет способствовать рациональному использованию времени и возможностей клиента и специалиста. В контракте определяются формы, содержание и задачи предстоящей деятельности. Если подобное соглашение не заключено, то существует риск расхождения ожидаемых результатов. Первоочередная задача контракта -- уточнение ожиданий каждого участника, причем клиент воспринимается как лицо, принимающее решения. Обсуждение контракта и планирование деятельности создают ощущение надежности, повышают мотивацию и предоставляют возможность своевременно отказаться от контракта и даже контакта. В контракте должны быть оговорены: проблемы, на которых необходимо сконцентрироваться; цель контакта; место встреч; частота и продолжительность встреч; методы работы; обязательства по сохранению тайны; дополнительные структуры, которые могут или должны быть задействованы; правила, действующие в случае отсутствия клиента или появления его в нетрезвом виде; правила, действующие в учреждении (если речь идет о помещении клиента в это учреждение). Особенно популярно заключение контракта со слабо мотивированными клиентами. В контракте должны быть оговорены не только требования и обязательства, но и выгоды, возможности, которые клиент может получить благодаря контакту и сотрудничеству с социальным работником.

Строгость и требовательность -- это качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, эти качества не должны трансформироваться в жестокость или жесткость. Очень важно, чтобы социальный работник относился критично к качеству своей работы, не преувеличивал своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критицизм, неуверенность в себе, усталость могут препятствовать продуктивной деятельности социального работника. Вежливость, приветливость, тактичность -- обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой социального работника, наличие у него чувства юмора способствуют выходу клиента из депрессивного состояния. Важным является также умение говорить и слушать, не только получая информацию от клиента, но и постигая его внутренний мир, его скрытые побуждения. Для этого очень полезно развивать навыки саморефлексии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, 60 или 65 лет. Скорее наоборот. Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны.

Конец XX и начало XXI в. -- время очень быстрого старения населения России. Соответственно возрастают и связанные с этим многочисленные проблемы. Кроме того, резко возрастает "нагрузка" трудоспособного населения пенсионерами (кроме роста числа стариков, уменьшается численность трудоспособного населения). Неизбежно приходиться усиленно развивать те отрасли медицины, которые наиболее тесно связаны со здоровьем пожилых и старых людей. В условиях социально-экономического кризиса эта дополнительная нагрузка болезненно сказывается как на состоянии общества в целом, так и на положении самих пенсионеров, поскольку это наименее социально защищенная часть общества. Все это подчеркивает необходимость правильной демографической и социальной политики.

Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Другой социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния.

Сегодня дети твердо придерживаются мнения, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. От отношения общества к старению в определенной степени будет зависеть способность людей оперативно адаптироваться к увеличению продолжительности жизни. Сохраняемое в старости стремление к индивидуальному и общественному развитию позволит наполнить жизнь смыслом, сделать ее привлекательной, будет способствовать созданию более спокойной и доброжелательной цивилизации. Это особенно важно, поскольку стремительно приближается то время, когда каждому третьему жителю планеты будет за шестьдесят.

В заключение так же отметим, что социальные работники должны уметь предусматривать и новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник.--М.: Изд-во МГУ, 1990. -- 367 с.

2. Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование. 4-е изд. -- СПб.: Питер, 2002. -- 736 с.: ил. -- (Серия «Мастера психологии»)

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. -- 2-е изд., испр. и перераб. -- М.: Издательство БЕК, 2002. -- 560 с.

4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. -- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.

6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999

7. Кроль В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.; Высш. шк., 2003.--325 с.; ил.

8. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

11. Райгородский Д. Я. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. - 752 с.

12. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -- 192 с.

13. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. -- М.: Издательство «Экзамен», 2003. -- 736 с.

14. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.

15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69 Под ред. В.А. Никитина. -- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. -- 272 с.

16. Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. -- 192 с. ISBN 5-7695-0833-7

17. Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

18. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. - 112 с.

19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

20. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - 2-е изд. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. -- 296 с.

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены