Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Социально-экономические программы в здравоохранении

Социально-экономические программы в здравоохранении

Социально-экономические программы в здравоохранении

3

План

  • Введение 3
  • 1. Современное положение здравоохранения 5
  • 2. Социально-экономические программы 9
  • Заключение 12
  • Список литературы 13
Введение

Актуальность. За последние годы отмечается резкое ухудшение состояния здоровья населения. Охрана общественного здоровья является одной из приоритетных задач социальной политики государства в период проведения социально-экономических реформ; здоровье населения определяется как основа национальной безопасности страны.

Современный период развития здравоохранения ставит проблему перехода на новые технологии планирования и управления. Возникает потребность в сознательном управлении на основе научно-обоснованной процедур предвидения изменений, регулирования в соответствии с целями и задачами здравоохранения. Этому соответствует получившая широкое распространение методология стратегического планирования. В здравоохранении система стратегического планирования не получила должного развития, свыше 90% принимаемых управленческих решений носят оперативный характер. Практика стратегического планирования исходит не от достигнутого, а от будущего, ориентируется на то состояние, которое необходимо достигнуть за определенный период в будущем времени. В системе стратегического (долгосрочного) планирования большая роль принадлежит программно-целевому методу. Возникает актуальная для здравоохранения проблема разработки методологии стратегического планирования.

Эффективность функционирования системы здравоохранения в значительной степени зависит от рациональной системы управления отраслью, что особенно актуально в условиях ресурсных ограничений. В системе управления имеются два взаимосвязанных направления:

· взаимодействие различных уровней и звеньев управления, ведомств и организаций с современной системой информационного обеспечения;

· правильная организация стратегического управления с правовой, нормативной базой, с распределением уровней полномочий и т.д.

Существующая в настоящее время система управления здравоохранением как отрасли н/х отличается сложностью горизонтального и вертикального взаимодействия. Резкая децентрализация и усиление роли регионов ведет к ослаблению влияния федерального центра; многочисленность вариантов организационных структур влечет за собой несогласованность управленческих решений, ослабление регулирующей роли государства. Скоординированность в работе федерального центра управления здравоохранением и регионов, укрепление горизонтальных и вертикальных управленческих структур в одной социальной сфере является реальным механизмом проведения государственных решений по обеспечению прав граждан доступной медицинской помощью. В условиях ресурсных ограничений необходимы методы и подходы современного менеджмента в управлении, новые экономические взаимоотношения в отрасли и новые организационные формы с учетом современной стратегии развития здравоохранения.

Важной проблемой является несостоятельность экономических механизмов деятельности учреждений здравоохранения различного уровня, разрыв между финансированием и объёмом медицинской помощи, разрыв финансирования по бюджетным обязательствам и ОМС; экономической проблемой является также лекарственное обеспечение населения в рамках программы госгарантий.

Цель работы рассмотреть социально-экономические программы в здравоохранении.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Современное положение здравоохранения

Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Как видно из приведенной ниже таблицы, сейчас сложилась зеркальная ситуация, по сравнению с 1986 г.

Сравнительная характеристика смертности и рождаемости

Год

Рождаемость

Смертность

1986

2,4

1,4

2006

1,4

2,3 - 2,4

Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний, инвалидность имеют более 1,1 млн. человек. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ - http://www.mzsrrf.ru/

Рис. 1. Основные болезни населения Российской Федерации

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин - 100-е.

В системе здравоохранения существуют следующие серьезные проблемы: Шамшурина, Нина Григорьевна. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении : монография / Н.Г. Шамшурина ; Редактор В.И. Стародубов. - М. : МЦФЭР, 2005.

· ограниченность государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактических мероприятий, а также несбалансированность их с финансовыми ресурсами. В связи с этим увеличивается плата за оказание медицинской помощи в неконтролируемых формах. Доступность медицинской помощи для населения снижается. В наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои населения. Назрела необходимость в уточнении системы государственных гарантий, неотъемлемой частью которой является профилактика заболеваний;

· отсутствие существенного влияния сложившейся системы обязательного медицинского страхования на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме. Существенно обострилась проблема неравенства регионов, связанная с различным уровнем финансирования здравоохранения. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств обязательного медицинского страхования. Отсутствуют действенные рычаги привлечения средств граждан и организаций в эту систему;

· неэффективное использование ресурсов в системе здравоохранения. Система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением, доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.

Укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства - 1,45; 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет.

Обеспеченность врачами

Врачи-терапевты

8,5

Акушеры гинекологи

5,1

Хирурги

6,2

Износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта - 65%.

Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований.

Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17-22,5%. Финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема.

Недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд. руб.), в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска.

Недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни - 15% от потребности.

Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Основные цели национального здравоохранения можно представить в следующей схеме:

3

2. Социально-экономические программы

С целью решить стоящие перед российским здравоохранением проблемы были разработаны социально экономические программы:

Социально-экономические программы

Наименование программы

Цель

Основные направления

Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Сделать дорогостоящую (высокотехнологичную) помощь доступной как можно большему числу граждан.

Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

- подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

- увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

- укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

- профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

- дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

- введение новых программ обследования новорожденных детей;

- дополнительная диспансеризация работающего населения;

- оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

- увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

- строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 г.)

Повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения

- законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

- модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая:

- совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе:

- обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

- улучшение состояния здоровья детей и женщин путем повышения доступности и качества медицинской помощи.

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителя и благополучия человека.

- повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения.

При условии их успешной реализации ожидаются значительные социально-экономические последствия.

· Снижение показателей смертности и инвалидности населения Российской Федерации за счёт повышения доступности и качества медицинской помощи.

· Удовлетворение потребности населения Российской Федерации в бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи.

· Приближение отечественного здравоохранения к европейским стандартам оказания медицинской помощи населению (оборудование, технологии, уровень медицинского сервиса, квалификация медицинских работников).

· Укрепление позиций России на внутреннем и международном рынке медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники).

· Улучшение качества жизни больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи (снижение времени ожидания услуги до минимума; сохранение частичной или полной трудоспособности).

· Решение социальных проблем в части медицинского обеспечения граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке.

· Снижение экономических потерь за счёт восстановления трудового потенциала, уменьшения финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности.

Заключение

За последние 10 лет состояние здоровья населения России не улучшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 год увеличилась на 13,1 процента, в том числе лиц в трудоспособном возрасте - на 6,7 процента. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

В чем основные проблемы отечественной системы здравоохранения?

России необходимо почти в два раза больше врачей, чем работают сейчас. Высокотехнологичную медицинскую помощь получает лишь каждый четвертый нуждающийся в ней. Система профилактики заболеваний нуждается в кардинальном улучшении.

Решить все эти проблемы помогают различные социально-экономические программы и проекты.

Список литературы

1. Лисицын, Юрий Павлович. Огосударствление здравоохранения / Ю.П. Лисицын // Проблемы управления здравоохранением. - 2001. - №1. - С. 26-31.

2. Шамшурина, Нина Григорьевна. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении: монография / Н.Г. Шамшурина; Редактор В.И. Стародубов. - М.: МЦФЭР, 2005. - 318 с.

3. Шамшурина, Нина Григорьевна. Тарифная политика в здравоохранении / Н.Г. Шамшурина. - М.: МЦФЭР, 2005. - 96 с.

4. Отраслевая научно-исследовательская программа на 2003-2005 годы // http://www.mednet.ru/work/otrprogramma.doc

5. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ - http://www.mzsrrf.ru/

6. Приоритетный национальный проект «Здоровье» // http://www.w3.org

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены