Навигация
Главная
Главная
Экономика туризма
Социальная работа
Социология и обществознание
Таможенная система
Транспорт
Риторика
Статистика
Страхование
Схемотехника
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Экономико-математическое
Исторические личности
История
Карта сайта
 
 
Государство, право, мораль

Государство, право, мораль

Государство, право, мораль

Введение

В данной курсовой работе я постарался рассмотреть особенности

взаимоотношений государства, права и морали. На протяжении многих веков

этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей

актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами

общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их

взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание

человечества.

Государство и право как социальные институты существовали не

всегда . Если «естественное общество» возникает вместе с появлением

древнего человека ( homo habelis- “человек умелый” ) около 2 млн. лет

назад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа

( homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад , то

впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.

Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права

, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали.

Возникновение государства и права было следствием действия закона

возрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели

реализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие

потребностей и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так,

на смену примитивным формам организации и регуляции жизни человека,

какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили более

совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки

зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью

которых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека можно

выделить два этапа в развитии человеческого общества: 1) общество без

государства (догосударственное общество и 2) общество с государством (

государственно организованное общество) . Необходимо также отметить что,

каждое исторически конкретное общество требует строго определенной

меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем

реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали,

норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм

традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы --

это правила поведения общественного характера, регулирующие

взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их

взаимодействия. Существует точка зрения, что нравственные законы

заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в

зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой

оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы

нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и

социальным характером нравственных требований, поскольку в них

органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что

любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она

адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой

группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир

человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из

виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном

счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека,

прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его

индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие

индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые

направляют поведение человека в русло социальной нравственности.

Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности

своего поступка в значительной мере определяет и его социальную

значимость.

Элементами морального регулирования являются:

- идеал, выражающий представление общества, классов, социальной

группы о нравственном совершенстве;

- система норм, соблюдение которых является необходимым условием

функционирования общества, достижения им своих моральных

ценностей;

- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию

моральных норм, в том числе общественное мнение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы

прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям

может только то государственное устройство, в котором и право и мораль

находятся в теснейшем взаимодействии.

I . Определение государства , права и морали

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и

что такое право и мораль. Интересовал, прежде всего, потому, что

государство ,право и мораль как и в древнем и в современном мире, так или

иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,

страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -

"общество и власть".

Общество - это общность людей на определенной территории,

характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью

организации жизни.

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой

систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,

охватывающий все население на той или иной территории.

Выделяются две разновидности общества:

1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не

утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными

отношениями, институтами.

2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися

отношениями, и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

a) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных

факторов (демократические общества);

b) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном в результате использования действующей внешней

силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и

тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других

лиц (подвластных).

Определяющей чертой власти является возможность одних людей,

организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле

и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам;

2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила –

в партиях, в общественных объединениях и т.д.

Особо выделяется политическая власть, которая является «аппаратной»,

т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного

государственного принуждения.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся

системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,

характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе –

постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,

основанная на частной собственности, участие личности в управлении

обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии

государство превращается из простого, из «просто» организации политической

власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного

образования в политическое общество, организованное, где власть

функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в

соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому

государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода

личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может

быть отличен и ряд других:

«уход» государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной

жизни, от выполнения функций собственника;

развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих

политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий

правовой режим;

все большее преобладание республиканской формы правления;

эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все

большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда

противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной

жизни. В передовых демократических странах

в области политико-государственной жизни все большее значение приобретают

такие тенденции:

1. государство все больше становится «государством человека», в котором

человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,

гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

2. все общество, а не только государство , выступает в качестве

правового;

3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии –

парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;

4. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в

частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

5. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него

всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это

политико-территориальная суверенная организация публичной власти,

располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-

обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления

обязательными для населения всей страны, государство – продукт

истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере

развития истории позитивный потенциал государства все более и более

раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и

укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное,

естественное и оптимальное направление, по которому должна идти

политическая жизнь современного общества.

Развитие государства, его совершенствование и укрепление,

осуществляется , так, чтобы во всем комплексе его институтов все более

реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности

– это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

 
 
Полезное


 





 
 


© Все права защищены