Ќавигаци€
√лавна€
√лавна€
Ёкономика туризма
—оциальна€ работа
—оциологи€ и обществознание
“аможенна€ система
“ранспорт
–иторика
—татистика
—трахование
—хемотехника
“еори€ государства и права
“еори€ организации
“еплотехника
Ёкономико-математическое
»сторические личности
»стори€
 арта сайта
 
 
јвтомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике

јвтомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике

јвтомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике

јвтомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике

¬ведение

јвтомобильный транспорт - наиболее распространенный и доступный вид транспорта в нашей стране. ѕо объЄму перевозок в тоннах он занимает первое место, перевоз€ более 80 % всех грузов в стране.

јвтомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, большим разнообразием транспортных средств по грузоподъЄмности, грузоемкости, назначению, конструктивным и экономическим характеристикам, благодар€ чему он может перевозить различные по виду, характеру, объЄму и величине партии груза, обеспечива€ высокую скорость их доставки.

ќт качества работы автомобильного транспорта завис€т организаци€ бесперебойной торговли, удовлетворение спроса сельского населени€ на товары, успешное выполнение плана товарооборота, скорость и звенность товародвижени€, размер товарных запасов и товарооборачиваемости, уровень издержек по отдельным стать€м, себестоимость продукции и уровень рентабельности торговли, заготовительной и производственной де€тельности.

Ёкономика автомобильного транспорта - это отраслева€ наука, изучающа€ формы про€влени€ экономических законов и практическое использование их на автомобильном транспорте.

ѕредметом исследовани€ этой науки €вл€ютс€ закономерности функционировани€ и развити€ автомобильного производства, призванного обеспечивать бесперебойную перевозку грузов и пассажиров и обслуживать сферу производства и обращени€ материальной продукции других отраслей производства народного хоз€йства.

ѕо мере экономического и социального развити€ нашего общества происходило становление и развитие всех видов транспорта, как неотъемлемой части производительных сил страны и важной отрасли народного хоз€йства.  рупномасштабные меры по подъЄму и развитию транспорта принимались в годы первых п€тилеток. ¬ результате прин€тых мер создана и успешно развиваетс€ мощна€ транспортна€ система, включающа€ в себ€ все виды современного транспорта. ѕо объемам выполн€емой работы, показателей использовани€ путей сообщени€ и технических средств транспорт в –оссии вышел в число передовых в мире.

јвтомобильный транспорт широко используетс€ дл€ городских и пригородных, внутрирайонных и внутриобластных, междугородных и международных перевозок грузов и пассажиров. ƒл€ улучшени€ его работы непрерывно развиваетс€ материально техническа€ база, увеличиваетс€ выпуск современного подвижного состава с улучшенными техническими и эксплуатационными свойствами, высокой надЄжностью и большей долговечностью. ”величиваетс€ выпуск автомобилей большой и малой грузоподъЄмности с дизельными двигател€ми и прицепами.

¬ развитии всех отраслей народного хоз€йства страны всЄ большее значение приобретает автомобильный транспорт.

—нижение себестоимости грузовых перевозок ведет к снижению транспортных тарифов, а, следовательно, к уменьшению себестоимости продукции потребителей транспортных услуг.

—тановление рыночных отношений значительно изменило хоз€йственный механизм и структуру управлени€ на транспорте. ¬ насто€щее врем€ провод€тс€ акционирование и приватизаци€ государственных и муниципальных предпри€тий отрасли; создаютс€ новые предпри€ти€ частной и смешанной формы собственности; внедр€етс€ гибка€ система тарифов; сокращаетс€ безвозмездна€ государственна€ поддержка транспортных предпри€тий; постепенно осуществл€етс€ переход от административного изъ€ти€ прибыли к налоговой системе.

√лавна€ задача, сто€ща€ перед работниками транспорта, - своевременное качественное и полное удовлетворение потребности страны в перевозках и повышение экономической эффективности работы каждого предпри€ти€ и отрасли в целом. —ледовательно, основой работы предпри€тий транспорта должно стать не только выполнение достаточного объема перевозок, но, и главным образом своевременное и качественное обслуживание предпри€тий различных отраслей экономики и населени€, сокращение транспортных издержек и тарифов. –ыночна€ экономика приводит к усилению борьбы за потребителей транспортных услуг, что, в свою очередь, положительно сказываетс€ на повышении качества предоставл€емых услуг и расширении их ассортимента.

ѕути рационального решени€ статистических и тактических задач экономической политики страны на автомобильном транспорте представл€ют стержневое содержание его экономики.

1. ќсновные показатели производственной программы

ѕоказатели производственной программы и технико-эксплуатационные измерители характеризуют возможный объЄм перевозок автотранспортного предпри€ти€ и одновременно вли€ют на эффективность его хоз€йственно - финансовой де€тельности.

ѕоказатели мощности производственной базы отражают объЄм перевозок (грузоподъЄмность автопарка) и грузооборот, которые может осуществл€ть автотранспортное предпри€тие имеющимс€ парком с учЄтом пополнени€ и выбыти€ автомобилей и утвержденных показателей их использовани€: коэффициент выпуска на линию, использовани€ пробега и грузоподъЄмности, технической скорости, средней продолжительности в нар€де, выработки в тоннах и тонно-километров на среднесписочную тонну грузоподъЄмности автомобил€.

¬се показатели производственной базы и технико-эксплуатационные измерители определ€ютс€ расчЄтным путЄм за отчЄтный и на планируемый периоды.

ќсновными показател€ми, характеризующими производственную базу, €вл€ютс€:

1. —реднесписочное количество автомобилей (јсс).

2. √рузоподъЄмность, т: одного автомобил€ (q); всех автомобилей (добщ).

Ёти показатели рассчитываютс€ по маркам, группам и в целом по автопарку; по учЄту работы - сдельной и почасовой.

—реднесписочное количество автомобилей (јсс) за отчЄтный период рассчитываетс€ путЄм делени€ автомобиле - дней в хоз€йстве (јƒ хоз) на число календарных дней в периоде (ƒ ):

јсс = јƒ хоз/ ƒ к

√рузоподъемность среднесписочного количества автомобилей (qобщ) за отчЄтный период определ€етс€ как частное от делени€ автомобиле - тонно - дней в хоз€йстве (ј“ƒх) на календарное число дней в периоде (ƒ ):

qобщ= ј“ƒх / ƒ к

√рузоподъемность среднесписочного количества автомобилей (qобщ) может быть также определена путЄм умножени€ средней грузоподъЄмности фактически работавших в отчЄтном периоде автомобилей (qср) на среднесписочное количество автомобилей (јсс).

qобщ = qср х јсс

ƒл€ определени€ средней грузоподъЄмности фактически работавших в отчЄтном периоде автомобилей необходимо сумму автомобиле - тонно - дней работы (ј“ƒэ) разделить на общее количество автомобиле - дней их работы (јƒэ). √рузоподъЄмности парка за отчЄтный период будет иметь следующий вид:

qобщ = ј“ƒэ/ јƒэ? јсс

—редн€€ грузоподъЄмность одного автомобил€ (qср) по автохоз€йству в целом рассчитываетс€ делением общей грузоподъемности среднесписочного количества автомобилей (qобщ) на их среднесписочное количество (јсс):

qср = qобщ/ јсс

 оэффициент технической готовности ( т.г.) характеризует техническое состо€ние подвижного состава. ќн рассчитываетс€ делением количества автомобиле - дней технически исправных автомобилей (јƒт.и.) к общему количеству автомобиле - дней пребывани€ в хоз€йстве (јƒхоз):

 т.г = јƒт.и / јƒхоз

 оличество автомобиле - дней технически исправных автомобилей определ€ют разностью между общим количеством автомобиле - дней пребывани€ в хоз€йстве и количеством автомобиле - дней пребывани€ в ремонте и ожидании его (јƒр):

јƒт.и = јƒхоз - јƒр

ѕо коэффициенту технической готовности парка автомобилей можно дать оценку работы технической службы предпри€ти€, уровню организации технического обслуживани€ и ремонта. Ётот показатель зависит от продолжительности простоев автомобилей при проведении технического обслуживани€ и ремонта. ѕродолжительность просто€ автомобилей обуславливаетс€ качеством выполнени€ работ, обеспеченностью предпри€ти€ запасными част€ми и материалами, оснащением профилактори€ оборудованием и устройствами.

 оэффициент использовани€ пака автомобилей ( и.п.) характеризует степень использовани€ автомобилей на линии. ≈го определ€ют отношением количества автомобиле - дней в работе (эксплуатации јƒэ) к общему количеству пребывани€ автомобилей в хоз€йстве (јƒхоз):

 и.п = јƒэ / јƒхоз

 оэффициент использовани€ парка автомобилей ( и.п.) следует отличать от коэффициента выпуска автомобилей на линию ( вып).  оэффициент использовани€ парка отличаетс€ от коэффициента выпуска автомобилей на линию тем, что первый рассчитывают за определенный период времени с учЄтом всех дней (рабочих, выходных и праздничных), а второй - с учЄтом только рабочих дней при данном режиме работы предпри€ти€.  оэффициента выпуска автомобилей на линию, как правило, выше коэффициент использовани€ парка.  оэффициента выпуска автомобилей на практике определ€етс€ на каждый день. «а отчЄтный год этот показатель рассчитываетс€ по средним величинам за все рабочие дни.

–азность между коэффициентом технической готовности и коэффициентом использовани€ парка автомобилей характеризует работу службы эксплуатации.

—редн€€ продолжительность пребывани€ автомобил€ нар€де за сутки (“н) зависит от прин€того соотношени€ количества автомобилей, работающих в одну, две и три смены. “н характеризует использование подвижного состава во времени и определ€етс€ отношением суммарного количества отработанных автомобиле - часов на линии (ј„н) к суммарному количеству автомобиле - дней эксплуатации (јƒэ):

“н = ј„н/јƒэ, ч

ѕродолжительность пребывани€ автомобиле на линии €вл€етс€ одним из важных показателей, так как выполнение объЄма перевозок находитьс€ от него в пр€мой зависимости.

”величение значени€ “н свидетельствует о совершенствовании организации труда водителей и транспортного процесса.

—редн€€ техническа€ скорость подвижного состава (Vт) на практике используетс€ дл€ планировани€ и анализа. ¬ целом по парку (хоз€йству) этот показатель определ€ют отношением общего пробега автомобилей за определенный период времени (в км) (Lобщ) к автомобиле - часам в движении автомобилей (ј„дв) за этот же период времени (в ч):

за этот же период времени (в ч):

Vт = Lобщ / ј„дв, км/ч

Vт зависит от нормативов пробега, достижений лучших водителей, конкретных дорожных и транспортных условий.

“ехническа€ скорость не характеризует действительной скорости перемещени€ грузов, так как при еЄ определении не принимают в расчЄт врем€ на прости и под погрузочно - разгрузочными работами, а также другие причины. ѕоэтому на практике определ€ют эксплуатационную скорость.

Ёксплуатационна€ скорость автомобил€ (Vэ) - это условный пробег, выраженный в километрах, приход€щихс€ на один час времени, затраченного автомобилем как на движение, так и на все виды простоев, Vэ определ€ют отношением общего пробега автомобилей (Lобщ) к автомобиле - часам пребывани€ автомобилей на линии (ј„н):

Vэ = Lобщ / ј„н

—ледовательно, чем больше автомобилей простаивает, ткм больше эксплуатационна€ скорость.

¬рем€ просто€ под погрузкой и разгрузкой за одну ездку (t п.р) рассчитываетс€ путЄм делени€ общего количества времени, затраченного на простой под погрузкой и разгрузкой, на общее число выполненных ездок:

t п.р = ј„н- ј„дв/Z

где

ј„н - врем€ пребывани€ в нар€де, тыс. ч;

ј„дв - врем€ в движении, тыс. ч;

Z - число ездок с грузом, тыс.

 оэффициент использовани€ грузоподъЄмности (Y) характеризует в какой степени используетс€ при перевозке грузов номинальна€ грузоподъЄмность автомобил€. »спользование грузоподъЄмности зависит от дорожных условий, соответстви€ подвижного состава характеру перевозимого груза (его объЄмна€ масса, размер партии, правильность упаковки и укладки груза). –азличают коэффициенты статического и динамического использовани€ грузоподъЄмности.

 оэффициент статического использовани€ грузоподъЄмности автомобиле (Yс) определ€ют отношением фактической массы перевезЄнных грузов (Qт) или запланированного количества груза к тому количеству груза, которое можно перевезти при полном использовании номинальной грузоподъЄмности автомобилей (qн х Z):

Yс = Qт.ф / Qт.н = Qт.ф / qн х Z

где Qт.ф -  оличество фактически перевезЄнного груза, т;

Qт.н - количество перевезЄнного груза по норме;

qн - номинальна€ грузоподъЄмность автомобил€, т;

Z - фактическое или запланированное количество ездок с грузом.

 оэффициент динамического использовани€ грузоподъЄмности автомобил€ (Yд) определ€етс€ с учЄтом рассто€ни€ перевозки путЄм отношени€ выполненного или запланированного грузооборота (Qткм) к возможному грузообороту при полном использовании грузоподъЄмности автомобил€:

Yд = Qткм / Lгр х qн,

√де Lгр - пробег с грузом, км.

¬еличина коэффициентов статистического и динамического использовани€ автомобилей совпадает в двух случа€х: когда при перевозке грузов на различные рассто€ни€ нагрузка на автомобиль остаЄтс€ посто€нной и когда перевозка грузов на одинаковые рассто€ни€.

 оэффициент динамического использовани€ грузоподъЄмности автомобил€ более полно отражает экономическую сущность использовани€ грузоподъЄмности подвижного состава с учЄтом рассто€ни€ перевозок.

 оэффициент использовани€ грузоподъЄмности зависит от уровн€ организационной работы службы эксплуатации предпри€ти€ (правильный подбор типа автомобил€, размер перевозимой партии груза, наращивание бортов дл€ лЄгких грузов) и класса груза. ¬ зависимости от обеспеченности полной загрузки автомобил€ грузы дел€т на п€ть классов.

  I классу относ€тс€ грузы, при перевозке которых коэффициент использовани€ грузоподъЄмности автомобил€ может составить 1,0; ко II - 0,8; к III - 0,6; к IV - 0,5; к V - 0,4.

 оэффициент использовани€ пробега пробега (¬) характеризует уровень организации процесса перевозок. ¬ определ€етс€ отношением производительного пробега автомобил€ с грузом (Lгр) к общему пробегу (Lобщ):

¬ = Lгр / Lобщ

ѕовышение коэффициента использовани€ пробега в потребительской кооперации достигаетс€ расширением централизованной доставки товаров в магазины, кольцевого завоза с вывозкой на обратном пути тары, товаров, подлежащих переброске на другие предпри€ти€, закупленной сельскохоз€йственной продукции, разработкой рациональных маршрутов перевозок.

ѕоказателем, всесторонне характеризующим эффективность использовани€ автомобил€, €вл€етс€ коэффициент полезной работы автомобил€ (  п.р), исчисл€емый как произведение коэффициентов использовани€ грузоподъЄмности и пробега или делением грузооборота (Q ткм) на общий пробег автомобилей, умноженный на среднюю грузоподъЄмность одного автомобил€.

—реднее рассто€ние перевозки грузов (I гр) отражает среднее рассто€ние перевозки одной тонны груза с учЄтом грузоподъЄмности автомобил€ и степени его использовани€. ќпредел€етс€ этот показатель отношением фактически выполненного или запланированного грузооборота (Q ткм) к количеству перевезЄнного или запланированного объЄма груза (Qт):

I гр =Qткм / Qт, км

 ачественным измерителем работы грузового автопарка €вл€етс€ выработка одной среднесписочной автотонны грузоподъЄмности автомобил€. ќна исчисл€етс€ тоннах (Wт) и тонно-километрах (Wткм).

ƒл€ определени€ выработки одной среднесписочной автотонны можно использовать формулы:

ј) в тонно-километрах (Wткм)

Wткм = Qткм/ qобщ

Ѕ) в тоннах (Wт)

Wт = Qт / qобщ

Ётот показатель свидетельствует об интенсивности работы автопарка, в нем отражвютс€ все технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей .

„ем выше технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей (коэффициент выпуска, коэффициент использовани€ грузоподъЄмности, продолжительность рабочего дн€ и др.), тем выше выработка на одну среднесписочную тонну грузоподъЄмности автомобилей в тоннах и тонно-километрах.

2. ћетодика планировани€ показателей автотранспорта

÷елью расчЄта производственной программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного хоз€йства €вл€етс€ определение объЄма перевозок на планируемый период дл€ автомобилей, работающих на сдельной оплате, и автомобилей, работающих на почасовой оплате.

Ў исходными данными планировани€ производственной программы по эксплуатации подвижного состава €вл€ютс€:

Ў директивные показатели, доводимые до автохоз€йств в централизованном пор€дке;

Ў показатели производственной базы, производственной программы и технико-эксплуатационные измерители за отчЄтный период;

Ў показатели производственной базы и технико-эксплуатационные измерители на планируемый период.

ѕо автомобил€м, объЄм работы которых учитываетс€ в тоннах и тонно-километрах, производственна€ программа по эксплуатации разрабатываетс€ по трЄм показател€м:

1) объЄм перевозок грузов в тоннах;

2) грузооборот в тонно-километрах;

3) общий пробег в километрах.

ѕервые два показател€ - директивные и довод€тс€ вышесто€щими организаци€ми, но это не означает, что отсутствует необходимость их экономического обосновани€.

”казанные показатели производственной программы по эксплуатации подвижного состава на планируемый год могут быть рассчитаны двум€ методами: 1) на основе плановой суточной производительности одного автомобил€; 2) на основе плановой годовой производительности одной среднесписочной автотонны.

ѕервый метод. —начала рассчитывают суточную производительность одного автомобил€. ƒл€ получени€ годовых показателей суточную производительность одного автомобил€ (в тоннах, тонно-километрах и километрах пробега) умножают на автомобиле - дни в работе или автомобиле - дни в хоз€йстве и коэффициент использовани€ автопарка. «атем путЄм суммировани€ годовых показателей отдельных автомобилей определ€ют программу дл€ всех автомобилей хоз€йства, работающих на сдельной оплате.

¬торой метод. —начала рассчитываетс€ годова€ производительность одной среднесписочной автотонны грузоподъЄмности автомобилей в тоннах и тонно-километрах. «атем определ€етс€ годова€ производственна€ программа в соответствующих показател€х путЄм умножени€ годовой производительности одной среднесписочной автотонны в тоннах и тонно-километрах на грузоподъЄмность среднесписочного количества автомобилей.

¬ услови€х отдельного автотранспортного предпри€ти€ или производственного объединени€ показатели производственной программы подвижного состава, наход€щегос€ в эксплуатации, рассчитываютс€ по каждой марке машины отдельно и затем суммируютс€ по всему парку.

3. ѕрогнозирование показателей работы автотранспорта на исследуемом предпри€тии

ќсновным средством обеспечени€ посто€нной высокой технической готовности автомобилей €вл€етс€ своевременно проводимое высококачественное техническое обслуживание и ремонт.

“ехническое обслуживание - это выполнение комплекса операций (мойка, чистка, крепЄжные и регулировочные работы, своевременна€ и доброкачественна€ смазка), а также немедленное устранение неисправностей: вы€вл€емых в процессе технического обслуживани€ и эксплуатации автомобил€.

“ехническое обслуживание состава по периодичности, перечню и трудоЄмкости выполн€емых работ подраздел€етс€ на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (≈ќ); первое техническое обслуживание (“ќ-1); втрое техническое обслуживание (“ќ-2); сезонное техническое обслуживание (—ќ).

ќсновным назначением ежедневного технического обслуживани€ €вл€етс€ общиЄ контроль, направленный на обеспечение безопасности движени€, а также заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

≈жедневное техническое обслуживание проводитьс€ водителем в межсменное врем€.

ѕервое и второе техническое обслуживание предназначены дл€ снижени€ интенсивности изнашивани€ деталей, вы€влени€ и предупреждени€ неисправностей путЄм своевременного выполнени€ контрольно-диагностических, смазочных, крепЄжных и других работ. ќни провод€тс€ через определЄнный нормативный пробег. ѕробеги устанавливаютс€ в зависимости от условий эксплуатации и типов подвижного состава автомобильного транспорта.

ќсновным назначением сезонного технического обслуживани€ €вл€етс€ подготовка подвижного состава к эксплуатации в холодное и тЄплое врем€ года. ќно проводитьс€ два раза в год.

 роме технического обслуживани€, дл€ обеспечени€ надлежащего технического состо€ни€ автомобилей и продлени€ срока их эксплуатации провод€тс€ ремонты.

¬ соответствии с назначением и характером выполн€емых работ ремонт подраздел€етс€ на капитальный ( –), производимый на специальных ремонтных предпри€ти€х, и текущий (“–), выполн€емый на автотранспортных предпри€ти€х или на станци€х технического обслуживани€.

јнализ выполнени€ плана по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава позвол€ет дать оценку выполнени€ плана по количеству технических обслуживаний и ремонтов и вскрыть причины вы€вленных отклонений; установить количество дней просто€ автомобилей при различных видах технического обслуживани€ и ремонтах; вы€вить причины отклонени€ от нормативного просто€ и выполнение норм межремонтного побега.

јнализ технического обслуживани€ и ремонта автомобилей должен вы€вить причины внутрисменных и целодневных простоев, оценить качество и своевременность проведени€ работ по техническому обслуживанию и ремонту, определить причины возникновени€ неисправностей автомобилей, их агрегатов, узлов и механизмов, дать оценку качеству и результатам работы производственных участков и цехов, бригад и отдельных исполнителей.

«адачей планировани€ производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей €вл€етс€ определение необходимого объЄма работы дл€ обеспечени€ посто€нной технической исправности автомобильного парка.

ѕри составлении плана технического обслуживани€ и ремонта автотранспортного хоз€йства руководствуютс€ единым действующим ѕоложением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

»сходными данными дл€ составлени€ плана ремонта и технического обслуживани€ €вл€ютс€ нормативы межремонтных пробегов и нормы времени по отдельным видам ремонта и обслуживани€ в человеко-часах, установленные дл€ каждой марки автомобилей.

Ќа первом этапе работы определ€етс€ потребность в ремонте и техническом обслуживании. ѕоследовательность расчЄтов следующа€: капитальный ремонт, “ќ-2 и “ќ-1.

–асчЄт потребности в капитальном ремонте выполн€етс€ одновременно по автомобилю в целом и по каждому агрегату. ѕри этом исход€ из фактического пробега каждого автомобил€ (агрегата) после последнего капитального ремонта, а дл€ новых автомобилей (агрегатов) - с начала эксплуатации и норм межремонтного пробега.

ƒл€ определени€ необходимого количества капитальных ремонтов составл€етс€ рабоча€ таблица, в которой по каждому автомобилю указываетс€ запас хода к началу года, пробег на планируемый год и вес пробег. — учЄтом условий эксплуатации, норм межремонтных пробегов и заключени€ технической комиссии автохоз€йства вы€вл€етс€ необходимость проведени€ капитального ремонта по каждому автомобилю. «атем устанавливаетс€ общее количество необходимых капитальных ремонтов по каждой марке автомобилей.

ѕосле определени€ количества капитальных ремонтов рассчитываетс€ количество технических обслуживаний по маркам автомобилей.

 оличество капитальных ремонтов (Nк. р) и технических обслуживаний (Nто) рассчитываетс€ по формулам:

Nк. р = Lоб / Lрас;

Nто-2 = Lоб/L1-Nк. р;

Nто-1 = Lоб/L2 - (Nк. р + Nто-2),

√де Nк. р - количество капитальных ремонтов;

Nто-2, Nто-1 - количество технических обслуживаний є2 и є1 на планируемый период;

Lоб - общий пробег (в разрезе марок) на планируемый период;

L1, L2 - норма пробега между “ќ-2, “ќ-1.

ѕлановое количество ежедневного обслуживани€ автомобилей равн€етс€ плановой величине автомобиле - дней работы.

ќбщий пробег

ѕериодичность “ќ - 2

ѕериодичность “ќ - 1

ѕлановое количество капитальных ремонтов

јвтомобиле - дни работы в планируемом году

«»Ћ - 555

69600 тыс.

11000 км

2200 км

2

274

 јћј«

96100 тыс.

11000 км

2200 км

4

548

”ј« - 452

95400 тыс.

11000 км

2200 км

2

274

ѕолучаем:

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« - 452

 оличество “ќ - 2

69600/11000-2 = 4

96100/11000 -4 =5

95400/11000-2 = 7

 оличество “ќ - 1

69600/2200 - (4+4) = 24

96100/2200 - (4+5) = 35

95400/2200 - (2+2) = 34

 оличество ежедневного обслуживани€ (≈ќ)

274

548

274

ѕлановое количество ежедневного обслуживани€ автомобилей равн€етс€ плановой величине автомобиле - дней работы.

¬торым этапом планировани€ производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей €вл€етс€ расчЄт автомобиле - дней просто€ в ремонте.

ƒл€ расчЄта автомобиле - дней просто€ автомобилей в ремонте учитываетс€ продолжительность просто€ в капитальном ремонте и на техническом обслуживании є 2. ќстальные виды обслуживани€ и ремонта провод€тс€ в межсменное врем€ и в данном случае не учитываютс€.

“ехническое обслуживание є1 выполн€етс€ в межсменное врем€, поэтому простои автомобилей не предусматриваютс€.

ѕродолжительность просто€ подвижного состава автомобильного транспорта на техническом обслуживании и в ремонте можно рассчитывать по формуле следующего вида

јƒ рем = Nк х ѕк + Lобщ /1000 х ѕто,

√де Nк - количество капитальных ремонтов;

ѕк - продолжительность капитального ремонта, календарных дней;

Lобщ - общий пробег автомобилей, км;

ѕто - продолжительность просто€ автомобилей на техническом обслуживании и в текущем ремонте , дней на 1000 км пробега.

ќбщий пробег

Ќорма просто€ на капитальном ремонте

Ќорма просто€ на “ќ - 2 на 1000 км.

«»Ћ - 555

69600км.

0,7 дн€

0,1 дн€

 јћј«

96100 км.

1 день

0,2 дн€

”ј« - 452

95400 км.

0,6 дн€

0,1 дн€

“ретий этап работы - расчЄт общей трудоЄмкости технического обслуживани€ и технического ремонта (в чел.-ч), который необходим дл€ определени€ численности ремонтных рабочих.

“рудоЄмкость технического обслуживани€ и текущего ремонта автомобилей определ€етс€ по каждой группе подвижного состава на основании плановой производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту, планового пробега автомобилей и утвержденных нормативов трудоЄмкости.

 онкретные нормативы трудоЄмкости технического обслуживани€ и текущего ремонта дл€ автохоз€йства утверждает его руководитель по согласованию с профсоюзной организацией.

ќбщую плановую трудоЄмкость технического обслуживани€ и текущего ремонта по хоз€йству получают путЄм суммировани€ показателей по каждой группе подвижного состава.

4. ѕланирование производственной программы по эксплуатации подвижного состава

ѕор€док и метод составлени€ производственной программы по эксплуатации подвижного состава дл€ автомобилей, работающих на сдельной оплате, рассмотрим на примере автохоз€йства (смотри таблицу 1).

“аблица 1

ƒанные производственной программы автотранспортного

хоз€йства по эксплуатации подвижного состава

на планируемый год

ѕоказатели

¬сего

¬ том числе

1

2

3

4

5

—реднее количество

автомобилей, единиц

4

1

2

1

—редн€€ продолжительность пребывани€

автомобил€ в нар€де, ч

8

8

8

8

 оэффициент использовани€ парка

автомобилей

0,75

0,75

0,75

0,75

 оэффициент использовани€ пробега

0,9

0,9

0,85

0,9

 оэффициент использовани€

грузоподъЄмности

0,9

0,9

0,9

0,8

“ехническа€ скорость, км/ч

50

50

50

50

¬рем€ просто€ под погрузкой и

разгрузкой за одну ездку, ч

0,8

0,8

1

0,65

—реднее рассто€ние перевозки груза, км

60

50

80

50

¬ыработка на одну среднесписочную

тонну грузоподъЄмности:

тыс.т

0,8

0,8

0,85

0,8

тыс.км

49,2

47,5

54,2

46,0

√рузоподъЄмность автопарка, т

9

5,5

26

3

ќбъЄм перевозок, тыс.т

9

5,2

18

3,1

√рузооборот, тыс. ткм

616

258

1436

154

ќбщий пробег, тыс. км.

95

70

144

72

¬ том числе пробег с грузом, тыс. км

84

63

130

58

ѕри планировании первым методом сначала определ€ют показатели суточной производительности одного автомобил€: объЄм перевозок (в т), грузооборот ( в ткм) и среднесуточный пробег ( в км).

Ќа основании данных, приведЄнных в таблице 1, произведЄм расчЄт показателей суточной производительности.

—реднесуточный пробег можно определить по формуле:

Lсс = Tн х Vт х Iгр / Iгр + tпр х Vт х B,

√де:

Lсс - среднесуточный пробег, км;

Tн - средн€€ продолжительность пребывани€ автомобил€ в нар€де, ч;

Vт - техническа€ скорость, км/ч;

Iгр - среднее рассто€ние ездки с грузом, км;

пр - врем€ просто€ под погрузочно-разгрузочными операци€ми на одну ездку, ч;

B - коэффициент использовани€ пробега.

ѕодставл€ем в формулу числовые значени€ (таблица 1), определим среднесуточный пробег автомобилей:

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« - 452

‘ормула

Lсс = Tн х Vт х Iгр /

Iгр + tпр х Vт х B,

Lсс = Tн х Vт х Iг /

Iгр + tпр х Vт х B,

Lсс = Tн х Vт х Iг / Iгр + tпр х Vт х B,

–асчЄт

Lсс = 8х50х50/ 50+0,65х50х0,70 =274,9

Lсс = 8х50х65 /65+0,65х50х0,70 = 296,3

Lсс = 8х50х50 / 50+0,65х50х0,80 = 240,1

«атем определ€ем годовую производственную программу всех автомобилей.

ѕоказатели годовой производственной программы (объЄм перевозок в тоннах, грузооборот в тонно-километрах и общий пробег в километрах) определ€ютс€ путЄм умножени€ суточной производительности одного автомобил€ в соответствующих показател€х на автомобиле - дни в работе. јвтомобиле - дни в работе - это произведение среднесписочного количества автомобилей, количества календарных дней и коэффициента использовани€ парка автомобилей. ‘ормула имеет следующий вид:

јƒэ = јсс х 365 х  и.п.

ѕодставл€€ в формулу числовые значени€ из таблицы 1, определим автомобиле - дни в работе:

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« - 452

‘ормула

јƒэ = јсс х 365 х  и.п.

јƒэ = јсс х 365 х  и.п.

јƒэ = јсс х 365 х  и.п.

–асчЄт

јƒэ = 1 х365 х 0,75 = 274

јƒэ = 2 х 365 х 0,75 = 548

јƒэ = 1 х365 х 0,75 = 274

—уточный объЄм перевозок: Qт.с. = qн х y х Z

—уточный грузооборот: Qс.ткм = Qт.с х Iср

—реднее рассто€ние полной ездки - отношение среднего рассто€ни€ перевозки груза к коэффициенту использовани€ пробега.

 оличество ездок: Z = “н / (Iгр/ B/ Vт + tпр)

¬рем€ движени€: Iгр/ B/ Vт

ѕолучаем:

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« -452

—реднее рассто€ние полной ездки

60:0,9 = 66,7 км.

80:0,85 = 94 км

50:0,9 = 55,6 км

¬рем€ движени€

66,7:50 = 1,3 ч.

9:50 = 1,9 ч

55,6:50 = 1,1 ч

 оличество ездок:

8:(1,3+0,8) = 3,81

8:(1,9+1) =2,8

8:(1,1+0,6) = 4,7

—уточный объЄм перевозок

5,5 х 0,9 х 3,81 =18,9 т.

13 х 0,9 х 2,8 = 32,8 т

3 х 0,8 х 4,7 = 11,3 т

—уточный грузооборот

18,9 х 50 = 943 ткм

32,8 х 80 = 2620,8 ткм

11,3 х 50 = 565 ткм

—реднесуточный пробег

66,7 х 3,81 = 254,1 км.

94 х 2,8 = 263,2 км.

55,6 х 4,7 = 261,3 км.

√одова€ производственна€ программа (исчисленна€ первым методом):

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« -452

ќбъЄм перевозок, тыс. т.

18,9 х 274 = 5,2

32,8 х 548 = 18

11,3 х 274 = 3,1

√рузооборот, тыс. ткм

943 х 274 = 258

2620,8 х 548 = 1436

565 х 274 = 154

ќбщий пробег, км

254,1 х 274 = 70

263,2 х 548 = 144

261,3 х 274 = 72

ѕланирование показателей производственной программы вторым методом, который примен€етс€ в автохоз€йствах с большим количеством марок автомобилей, начинаетс€ с определени€ годовой производительности одной среднесписочной автотонны грузоподъЄмности автомобилей.

√одова€ производительность одной среднесписочной автотонны в тонно - километрах равна произведению среднесуточного пробега, коэффициента использовани€ пробега, коэффициента использовани€ грузоподъЄмности, количества календарных дней в году и коэффициента использовани€ парка автомобилей:

Wткм = Lсс х B х y х 365 х  и.п.

–ассмотрим расчЄт производственной программы подвижного состава по данным таблицы 1.

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« - 452

Wткм =274,9 х 0,9 х 0,9 х 365 х 0,75 = 61тыс. ткм.

Wткм = 296,3 х 0,85 х 0,9 х 365 х 365 х 0,75 = 62,1 тыс. ткм.

Wткм = 240,1 х 0,9 х 0,8 х 365 х 0,75 = 47,3 тыс. ткм.

√одова€ производительность одной среднесписочной автотонны в тоннах определ€етс€ отношением годовой производительности одной среднесписочной автотонны в тонно - километрах к среднему рассто€нию ездки с грузом в километрах:

Wт = Wткм : Iср

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« - 452

61:50 = 1,22 тыс. т

62,1:80 = 0,78 тыс. т

47,3:50 = 0,95 тыс. т

ќпределив выработку, можно приступить к планированию объЄмаперевозок в тоннах и грузооборота в тонно - километрах поданной группе автомобилей:

Qт = Wт х qобщ.

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« - 452

Qт = 1,22 х 5,5 = 149,7 тыс. т.

Qт = 0,78 х 26 =20,28 тыс. т.

Qт = 0,95 х 3 = 2,85 тыс. т.

Qткм = Wткм х qобщ.

«»Ћ - 555

 јћј«

”ј« - 452

Qткм = 61 х 5,5 = 335,5 тыс. т

Qткм = 62,1 х 26 = 1614,6 тыс. т

Qткм = 47,3 х 3 = 141,9 тыс. т.

ќбщий объЄм перевозок грузов в тоннах и грузооборот тонно - километрах по автотранспортному предпри€тию в целом определ€етс€ суммированием их по группам автомобилей.

ѕо автомобил€м, работающим по почасовой оплате, в производственной программе устанавливаетс€ объЄм работы в часах.

Ќа планируемый год этот показатель рассчитываетс€ путЄм умножени€ средней плановой продолжительности пребывани€ автомобилей в нар€де на количество автомобиле - дней работы.

5. –оль специалиста в составлении производственной программы

—пециалист службы эксплуатации автотранспортного предпри€ти€ на основе полученных за€вок от грузоотправителей и грузополучателей и анализа отчЄтных материалов за прошлые годы составл€ет проект плана перевозок грузов на планируемый год.

ќбъЄм перевозок и грузооборот , указанные в за€вках, сопоставл€ютс€ с производственной мощностью автомобильного парка , т. е. объЄма перевозок и грузооборотом , которые может осуществить автохоз€йство в планируемом году имеющимс€ парком автомобилей.

¬ результате вы€вл€ютс€ объЄм перевозок и грузооборот, которые могут быть выполнены по каждой за€вке собственным автомобильным транспортом.

¬ проекте плана перевозок грузов автохоз€йством указываютс€ объЄмы перевозок, классы грузов, группы дорог, среднее рассто€ние перевозок, грузооборот, марки автомобилей, на которых будут осуществл€тьс€ перевозки тех или иных видов грузов.

ѕроект плана перевозок грузов представл€ют вышесто€щей организации.

—пециалист автотранспортного хоз€йства сопоставл€ет утвержденные объЄмы перевозок с полученными от грузоотправителей за€вками, уточн€ет план перевозок и заключает с ними договоры на перевозки грузов.

—пециалист проводит анализ выполнени€ плана перевозок и контроль результатов работы автохоз€йства. јнализ выполнени€ плана перевозок грузов проводитьс€ с учетом показателей производственной программы, производственной базы, а технико-эксплуатационных измерителей. —равнивает отчЄтные данные с плановыми по объЄму перевозок и грузооборота. «атем сравнивает отчЄтные данные рассматриваемого периода с отчЄтными данными аналогичного предшествующего периода. јнализирует и планирует: показатели по труду и заработной плате, расходы, доходы, прибыль и рентабельность автомобильного хоз€йства. –аспредел€ет расчетную прибыль внутри предпри€ти€ в соответствии с действующими нормативами и инструкци€ми.

Ћитература

1. √оловоненко —.Ћ. и др. Ёкономика автомобильного транспорта. - ћ.: Ёкономика, 1983.

2. ѕанасюк ћ.¬. и др. Ёкономика, организаци€ и планирование производственной де€тельности потребительской кооперации. - ћ.: Ёкономика, 1984.

3. ѕыхтунов √.¬. и др. јвтомобильный транспорт потребительской кооперации. - ћ.: Ёкономика, 1986.

4. ѕетрук ».“. Ёкономика потребительской кооперации. - ћ.: Ёкономика, 1989.

5. ћалышев ј.». Ёкономика автомобильного транспорта. - ћ.: “ранспорт, 1983.

 
 
ѕолезное


 





 
 


© ¬се права защищены