Проектирование технологических процессов восстановления деталей
Проектирование технологических процессов восстановления деталей
7
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра автомобильного транспорта
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Проектирование технологических процессов восстановления деталей»
Выполнил: Ченакал А. В.
Севастополь 2010 г.
Лабораторная работа № 1.
Дефектация деталей кривошипно-шатунного механизма
Цель работы - научиться проводить дефектацию деталей кривошипно-шатунного механизма.
Диаметр цилиндра измеряется нутромером в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя.
Рисунок 1. Схема измерения цилиндров: А и В - направления измерений.
Таблица 1 - Результаты измерения блока цилиндров, поршней, шатунов.
|
№ цилиндра | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Результаты измерения цилиндра | |
Направление А: пояс 1 -//-2 -//-3 -//-4 | 76,41 76,48 76,41 76,41 | 76,40 76,43 76,41 76,41 | 76,41 76,45 76,44 76,46 | 76,40 76,63 76,40 76,41 | |
Направление В: пояс 1 -//-2 -//-3 -//-4 | 76,42 76,49 76,45 76,44 | 76,42 76,47 76,45 76,44 | 76,45 76,47 76,48 76,48 | 76,43 76,57 76,44 76,42 | |
Результаты измерения плоскости разъема | |
Не плоскостность | 0,07 | |
Результаты измерения поршня | |
Диаметр юбки поршня | 76,35 | - | - | 76,34 | |
Результаты измерения шатуна | |
Диаметр отверстия под шатунные подшипники | - | - | - | 51,34-51,36 | |
|
Таблица 2 - Результаты измерения коленчатого вала.
|
Результаты измерения шатунных шеек (номинальный размер - 47,814-47,834 мм) | |
№ шейки | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Диаметр шейки, мм | 47,68 | 47,68 | 47,70 | 47,66 | |
Результаты измерения коренных шеек (номинальный размер - 50,775-50,795 мм) | |
№ шейки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Диаметр шейки, мм | 50,68 | 50,73 | 50,84 | 50,78 | 50,76 | |
|
Таблица 3 - Величина износа (мм) цилиндра по высоте.
|
№ измерения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Продольное | 1 | 23 | 2,5 | 0 | 0 | 1 | |
Поперечное | 3 | 17 | 5 | 4 | 4 | 1,5 | |
|
Рисунок 2 - График износа цилиндра. 1 - в продольном, 2 - в поперечном направлении.
Вывод: Было произведено измерение размеров цилиндров, максимальный износ составил 0,23 мм (разница) в четвёртом цилиндре; это превышает допустимый (0,15 мм), поэтому следует произвести расточку до следующего ремонтного размера до (76,8 мм).
Было произведено измерение плоскости разъёма с головкой цилиндров, не плоскость составила 0,07 мм при допустимой 0,1 мм.
Так же были произведены измерения коленчатого вала. В результате измерения диаметра шеек, было выявлено, что износ составляет 0,13-0,15 мм. Т.е. колен вал необходимо шлифовать до 2-го ремонтного размера (0,50). При измерении коренных шеек износ составил 0,1-0,12 мм, необходимо шлифовать до ремонтного размера 0,25.
Было произведено измерение диаметров поршня, т.к. поршня группы Е, то номинальный 76,37-76,38 мм, по измерениям износ поршня составил 0,03-0,04 мм. При дефектации были выявлены задиры юбки поршня 4-го цилиндра.
Было произведено измерение шатунов, эллипсность отверстия шатуна составила 0,02 мм, размер соответствует номинальному.
Лабораторная работа № 2.
Разработка карты дефектации и ремонта деталей цилиндро-поршневой группы
Цель работы - ознакомиться с основными дефектами деталей цилиндро-поршневой группы; разработать карту дефектации.
Карта дефектации и ремонта
|
Блок цилиндров | ____________ | __________ | __________ | |
|
Обозначение и наименование изделия, составной части№ позиции | № эскиза | № карты | | |
|
обозначение | Возможный дефект | Метод установления дефекта | Средство измерения | Заключение и рекомендуемые методы ремонта | Требования после ремонта | |
|
1
Трещины в рубашке охлаждения | Осмотр. Проверка под давлением 3,5-4 кг/см2 | - | 1. Замена. 2. Ремонт. Заварить. | -- | | 2 | Трещины между окнами рубашки охлаждения | ОсмОсмотр | - | рРемонт. Заварить. | -- | |
3 | Трещины между резьбовыми отверстиями и окнами рубашки | Осмотр | - | 1. Замена. 2. Ремонт. Установит ввёртыш | - | |
4 | Коррозия технологической заглушки | Осмотр | - | Замена. | - | |
5 | Трещины на стенках цилиндров | Осмотр. Проверка под давлением 3,5-4 кг/см2 | - | Замена. | - | |
6 | Коробление плоскости сопряжения с головкой цилиндров | Измерение | Линейка, щуп | Ремонт. Шлифовать | Не плоскостность не более 0,05 мм по всей длине | |
7 | Износ или несоосность отверстий гнёзд под вкладыши коренных подшипников | Измерение | Нутромер индикаторный 50-100 | Ремонт. Фрезеровать крышки и расточить до исходного размера | Несоосность отверстий не более 0,015 мм. | |
8 | Износ посадочных поверхностей под полукольца | Осмотр. Измерение | Микрометр | Ремонт. Наплавить. | Ном размер 23,14-23,2 мм Биение 0,02 мм, не более | |
9 | Износ и задиры на поверхности цилиндров | Осмотр. Измерение | Нутромер индикаторный 50-100 | Ремонт. Расточить до ремонтного размера. Гильзовать. | Овальность и конусность цилиндров 0,02 мм, не более | |
10 | Износ резьбовых отверстий | Осмотр. | - | Ремонт. Установить ввёртыш. нарезать резьбу ремонтного размера. | - | |
| Вывод: В ходе работы ознакомились с основными дефектами блока цилиндров, разработали карту дефектации блока.
Лабораторная работа №3Изучение технологии сборки кривошипно-шатунного механизмаЦель работыизучить технологию сборки деталей кривошипно-шатунного механизма, разрабатывать карту дефектации.
Технологическая карта сборки КШМ|
Операция | № перехода | Содержание перехода | Оборудование | |
005 - Установка колен вала | 005 | Установит верхние вкладыши в гнёзда блока цилиндров | Ключ накидной № 10, ключ динамометрический, головка сменная 14, 17, комплект щупов, оправка для запрессовки поршневого пальца, оправка для установки поршня, приспособление для установки поршневых колец | |
| 010 | Установить колен вал, предварительно смазав шейки маслом | | |
| 015 | Установить упорные полукольца, отрегулировать осевой зазор с помощью ремонтных полуколец | | |
| 020 | Установить нижние вкладыши в коренные крышки | | |
| 025 | Крышки установить в соответствии с нумерацией, так чтобы замки вкладышей совпадали | | |
| 030 | Затянуть болты коренных крышек моментом 80-90 Нм. | | |
| 035 | Установить заднюю крышку | | |
| 040 | Установить маховик | | |
| 045 | Затянуть болты маховика моментом 90-100 Нм. | | |
010 - Установка поршней | 005 | Запрессовать поршневой палец, предварительно нагрев шатун до 2000С | | |
| 010 | Замерить зазоры в замках поршневых колец, зазоры между поршнем и цилиндром, между кольцами и канавками | | |
| 015 | Установить поршневые кольца | | |
| 020 | Установить шатунные вкладыши в шатуны | | |
| 025 | Установить поршень в цилиндр, предварительно развести замки колец | | |
| 030 | Установить шатунные вкладыши в шатунные крышки | | |
| 035 | Установить шатунные крышки, предварительно смазав вкладыши маслом, так чтобы замки вкладышей совпадали | | |
| 040 | Затянуть шатунные гайки моментом 55-60 Нм. | | |
| 045 | Провернуть колен вал. Колен вал должен вращаться плавно, без заеданий | | |
|
Вывод: В ходе лабораторной работы, изучили технологию сборки деталей кривошипно-шатунного механизма, составили технологическую карту сборки КШМ, разрабатывали карту сборки.