Расчет производственной программы сервисного обслуживания и выбор планировочного решения СТО Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
Расчет производственной программы сервисного обслуживания и выбор планировочного решения СТО Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
2
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
Технической эксплуатации автомобилей и машин лесного комплекса э
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей.
На тему: Расчет производственной программы сервисного обслуживания и выбор планировочного решения СТО. (наименование темы)
Отметка о зачете.
Руководитель.
Архангельск 2009
Оглавление
- 1. Технологический расчет
- 2. Определение количества рабочих постов
- 3. Расчет персонала станции
- 4. Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений
- 5. Определение потребности в оборудовании
- 6. Технологические процессы то и р
- Список использованных источников
1. Технологический расчет1.1 Корректирование удельной трудоемкости ТО и Р, в зависимости от климатических условий, чел. ч. /1000 км.
, (1)
где, - нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей i-го класса, чел. ч.; [1]
- коэффициент, учитывающий климатические условия; [2]
Особо малый класс: tор1 = 2*1= 2 чел. ч. /1000 км
Малого класса: tор2 = 2,3*1 = 2,3 чел. ч. /1000км
Среднего класса: tор3 = 2,7*1 = 2,7 чел. ч. /1000км.
1.2 Определение средневзвешенного значения откорректированной удельной трудоемкости ТО и Р, tор. ср, чел. ч. /1000км.
, (2)
где,
АСТОi - количество автомобилей i - го класса, шт;
АСТО - общее количество автомобилей, пользующихся услугами СТО, шт.
tор. ср =
= 2.3 чел. ч. /1000км
1.3 Определение ориентировочного значения годовой трудоемкости ТО и Р автомобилей T'ор, чел. час.
, (3)
где,
Lг - годовой пробег одного автомобиля, км; [2]
Т'ор =
= 22962 чел. час
1.4 Определение ориентировочного количества рабочих постов,
, (4)
где, 0,75 - доля постовых работ;
Кнп - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, Кнп=1,15…1,2;
Фя - годовой фонд явочного рабочего, ч; Фя =2008 ч.;
С - количество рабочих смен в сутки; С= 1,5 [2]
Рп - количество рабочих на одном посту, чел., Рп=1,5. .2;
- коэффициент использования поста; = 0,95.
n'о
р=
= 3,33
1.5 Корректирование удельной трудоемкости в зависимости от количества постов
, (5)
где, - коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и Р в зависимости от количества постов; Кразм= 1,05 [2]
Особо малый класс: t'ор1 = 2*1,05 = 2,1 чел. ч. /1000 км
Малого класса: t'ор2 = 2,3*1,05 = 2,4 чел. ч. /1000км
Среднего класса: t'ор3 = 2.7*1,05 = 2.8 чел. ч. /1000км.
1.6 Определение годовой трудоемкости ТО и Р автомобилей каждого класса, чел. ч., (6)
Особо малый класс: Тор1 =
= 2205 чел. ч.
Малого класса: Тор2 =
= 15120 чел. ч.
Среднего класса: Тор3 =
= 6664 чел. ч
1.7 Определение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р, Тор, чел. ч., (7), Тор = 2205+15120+6664 =23989 чел. ч.
1.8 Распределение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р по видам работ и месту их выполнения.Таблица 1 - Распределение трудоемкости по видам работ и месту их выполнения
|
Виды работ | Распределение трудоемкости ТО и Р по видам работ | Распределение трудоемкости ТО и Р по месту их выполнения | |
| | на постах, Тпi | На участках, Тучi | |
| % | чел. ч | % | чел. ч | % | чел. ч | |
Контрольно-диагностические | 6 | 1439,34 | 100 | 1439,34 | - | - | |
Техническое обслуживание в полном объеме | 35 | 8396,15 | 100 | 8396,15 | - | - | |
Смазочные работы | 5 | 1199,45 | 100 | 1199,45 | - | - | |
Регулировка углов управляемых колес | 10 | 2398,9 | 100 | 2398,9 | - | - | |
Ремонт и регулировка тормозов | 10 | 2398,9 | 100 | 2398,9 | - | - | |
Электротехнические работы | 5 | 1199,45 | 80 | 959,56 | 20 | 239,8 | |
Работы по системе питания | 5 | 1199,45 | 70 | 839,61 | 30 | 359,83 | |
Аккумуляторные работы | 1 | 239,89 | 10 | 23,989 | 90 | 215,9 | |
Шиномонтажные работы | 7 | 1679,23 | 30 | 503,7 | 70 | 1175,4 | |
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 16 | 3838,24 | 50 | 1919,12 | 50 | 1919,12 | |
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | - | 75 | - | 25 | - | |
Окрасочные и противокоррозийные работы | - | - | 100 | - | - | - | |
Обойные работы | - | - | 50 | - | 50 | - | |
Слесарно-механические работы | - | - | - | - | 100 | - | |
Итого: | 100 | 23989 | - | - | - | - | |
|
1.9 Определение годовой трудоемкости уборочно-моечных работ
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и Р или как самостоятельный вид услуг.
В первом случае годовая трудоемкость определяется по формуле, чел. ч.
(8)
где, - количество заездов автомобиля в год на пост моечно-уборочных работ перед ТО и Р;
= = 2 [2]
- удельная трудоемкость уборочно-моечных работ, чел. ч.; tумр= 0,5 чел. ч. для всех классов легковых автомобилей [2].
= (75*2*0,5) + (450*2*0,5) + (170*2*0,5) = 695 чел. ч.
Во втором случае годовая трудоемкость уборочно-моечных работ определится по формуле, чел. ч:
(9)
где, 1000 - периодичность заезда 1 автомобиля на пост мойки, как самостоятельный вид услуг, км.
= (75*10000*0,5/1000) + (450*10000*0,5/1000) + (170*10000*0,5/1000) = 4865 чел. ч.
Суммарная годовая трудоемкость уборочно-моечных работ по СТО определяется:
(10)
Тум = 695+4865= 5560 чел. ч.
1.10 Определение годовой трудоемкости работ по приемке и выдаче автомобилей, Тпв
, (11)
где, - количество заездов одного автомобиля в год на пост приемки и выдачи,
= = 2 [2]
- трудоемкость приемки и выдачи 1 автомобиля, чел. ч.; выбирается согласно [2]
ТПВ = (75*2*0,15) + (450*2*0,2) + (170*2*0,25) = 287,5 чел. ч.
1.11 Общий годовой объем работ, чел. ч.
Тсто = Тор+Тум+Тпв,
Тсто = 23989+5560+287,5 = 29836,5 чел. ч.
1.12 Определение годовой трудоемкости вспомогательных работ и распределение ее по отдельным видам
Кроме вышеперечисленных работ на СТО выполняются вспомогательные, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, содержанию инженерных сетей и коммуникаций, хранение и выдача материальных ценностей и т.п., , чел. ч.
Твсп = 0,12*Тсто, (12)
Твсп = 0,12*29836,5 = 3580,38 чел. ч.
Таблица 2 - Распределение трудоемкости вспомогательных работ по отдельным видам
|
Виды вспомогательных работ | Доля работ в% | Чел. ч. | |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования | 25 | 895,12 | |
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования | 20 | 716,1 | |
Прием, хранение и выдача материальных ценностей | 20 | 716,1 | |
Перегон подвижного состава | 10 | 358,05 | |
Обслуживание компрессорного оборудования | 10 | 358,05 | |
Уборка производственных помещений | 7 | 250,62 | |
Уборка территории | 8 | 286,44 | |
ИТОГО | 100 | 3580,38 | |
|
2. Определение количества рабочих постовРабочим постом называется автомобиле-место, оснащенное специальным оборудованием и предназначенное для проведения работ по ТО и Р непосредственно на автомобиле. К ним относятся посты полнокомплектного обслуживания автомобилей, текущего ремонта, смазочно-заправочных, окрасочных, кузовных, уборочно-моечных и диагностических работ, а также противокоррозионной обработки кузова и предпродажной подготовки автомобилей.
2.1 Определение количества рабочих постов ТО и Р по каждому виду работ., (13)
где, -трудоемкость i-х работ, выполняемых на постах, чел. ч (таблица 1);
-коэффициент неравномерности поступления автомобиля на пост,
= 1,15;
-количество рабочих на i-м посту принимаем для технического обслуживания в полном объеме 2 человека, для остальных видов работ 1 человек; [2]
- коэффициент использования поста: = 0,95.
Результаты расчета сводим в таблицу. В соответствии с методическими указаниями совмещаем следующие виды работ на одном посту: Контрольно-диагностические, регулировка углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозов - 1 пост (работают 2 человека); техническое обслуживание в полном объеме, смазочные работы - 2 поста (работают 4 человека); электротехнические работы, работы по системе питания, аккумуляторные работы - 1 пост (работает 1 человек); шиномонтажные работы, ремонт узлов, систем и агрегатов - 1 пост (работает 1 человек).
Таблица 3 - Результаты расчета количества постов
|
№ | Виды работ | на постах, Тпi чел. ч | Число рабочих постов | |
| | | расчетное | принятое | |
1 | Техническое обслуживание в полном объеме | 8396,15 | 1.6 | 2 | |
2 | Смазочные работы | 1199,45 | 0,24 | | |
3 | Контрольно-диагностические | 1439,34 | 0,57 | 1 | |
4 | Регулировка углов управляемых колес | 2398,9 | 0,8 | | |
5 | Ремонт и регулировка тормозов | 2398,9 | 0,8 | | |
6 | Электротехнические работы | 959,56 | 0,38 | 1 | |
7 | Работы по системе питания | 839,61 | 0,3 | | |
8 | Аккумуляторные работы | 23,989 | 0,01 | | |
9 | Шиномонтажные работы | 503,7 | 0,2 | 1 | |
10 | Ремонт узлов, систем и агрегатов | 1919,12 | 0,7 | | |
11 | Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | - | - | |
12 | Окрасочные и противокоррозийные работы | - | - | - | |
13 | Обойные работы | - | - | - | |
14 | Слесарно-механические работы | - | - | - | |
15 | Итого: | 19625,18 | - | 5 | |
|
2.2 Определение количества уборочно-моечных постов, nум
, (14)
где, - количество рабочих на одном посту в зоне уборочно-моечных работ, чел. =1 чел.;
Кнп = 1,3. .1,5 для СТО до 10 постов и 1,2…1,3 для СТО более 10 постов.
nум =
= 2,7 принимаем 3 поста.
2.3 Определение общего количество рабочих постов СТО, nрп
nрп = nор + nум, (15)
nрп = 5+3 = 8
2.4 Определение количества вспомогательных постов
К вспомогательным постам относятся автомобиле-места, оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (приемка и выдача автомобилей, подготовка к окраске и сушка автомобилей после окраски и мойки).
2.3.1 Количество постов приемки и выдачи автомобилей, nпв
, (16)
где, Kнп = 1,15; =1 чел.
nпв = = 0,1
Поскольку nпв менее 0,8, следовательно работы по приемке и выдаче автомобилей целесообразно выполнять на постах ТО и Р.
2.5 Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения.
В зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках
2.5 1 Количество автомобиле-мест ожидания автомобилей перед остановкой на посты ТО и Р определяют по формуле:
(17)
nож = 0.5*5 = 2,5 принимаем 3 места.
Данные автомобиле-места предусматриваются в помещении ТО и Р в зонах с очень холодным, холодным и умеренно -холодным климатов. В прочих климатических условиях эти места можно располагать на открытых площадках.
2.5.2 Количество автомобиле-мест хранения автомобилей, прошедших ТО и Р, n хр
, (18)
nхр = 3*5 = 15
Количество автомобиле-мест стоянки автомобилей клиентов и персонала СТО вне территории n'хр следует принимать из расчета (0,7…1) место на один рабочий пост.
n'хр= (0,7…1) *•nрп, (19)
n'хр= 0,8*8 = 6,4
принимаем 7 автомобиле-мест.
3. Расчет персонала станции3.1 Явочное количество рабочих в зоне постовых работ ТО и Р, , чел.
, (20) = 2*2+1*2+1*1+1*1 = 8 чел.где, - количество постов для проведения i-х работ; - принятое количество рабочих на i-ом посту, чел.
3.2 Явочное количество рабочих в производственных участках определяется с учетом технологически совместимых работ, (21)
где, - годовая трудоемкость i - го вида работ, выполняемая на i-м участке, чел. ч. (табл.1.6)
Объединяем участковые работы согласно таблице 1.10
Участок электротехнических работ, работ по системе питания, аккумуляторных работ:
= = 0,27 чел.
Принимаем 1 человека.
Участок шиномонтажных работ, участок по ремонту узлов систем и агрегатов:
= = 1.02 чел.
Принимаем 1 человека.
3.3 Общее число явочных рабочих, работающих на производственных участках, чел., (22)
= 1+1 = 2 чел.
3.4 Количество вспомогательных рабочих по отдельным видам работ, , чел.
(23)
где, - годовая трудоемкость i-х вспомогательных работ, чел. ч.
Ремонт и обслуживание технологического оборудования:
= = 0,25 чел.
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования:
= = 0,2 чел.
прием и выдача материальных ценностей:
= = 0,2 чел.
перегон подвижного состава:
= = 0,1 чел.
обслуживание компрессорного оборудования:
= = 0,1 чел.
уборка производственных помещений:
= = 0,08 чел.
уборка территории:
= = 0,09 чел.
3.5 Общее количество вспомогательных рабочих, , чел.
, (24)
= 1,02 чел.
Принимаем 1 человека.
3.6 Общее количество ремонтных рабочих, , чел., (25)
= 8+2+1 = 11 чел.
Численность персонала инженерно-технических работников и служащих станции (Ра) в зависимости от размера СТО следует принимать по данным табл.1.11 [2];
Таблица 4 - Состав и численность административно обслуживающего персонала
|
Наименование функции управления, персонала | Численность персонала | |
Общее руководство | 1 | |
Технико-экономическое планирование, организация труда и зарплаты | - | |
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | 1 | |
Комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство | - | |
Материально-техническое снабжение | - | |
Производственно-техническая служба | 4 | |
Младший обслуживающий персонал | 1 | |
Итого | 7 | |
|
4. Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений4.1 Площадь зоны постовых работ ТО и Р, FЗ. ОР, м2
, (26)
где, - площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2; Принимаем площадь автомобиля ваз-2107 - 6,9 м2
- количество постов ТО и Р, расположенных в зоне постовых работ;
- коэффициент плотности расстановки автомобилей на
рабочих постах;
Кп=6…7 при одностороннем расположении постов относительно оси проезда и Кп=4…5 - при двухстороннем (более экономичном) расположении постов.
- коэффициент плотности расстановки автомобилей на постах ожидания; =2,5;
Fз, ор = 6,9 (5*5+3*2,5) = 224,25 м2
4.2 Площадь уборочно-моечного участков , м2
, (27)
где, - количество рабочих постов i-го участка;
- количество вспомогательных постов i-го участка;
= 4…5.
Fуч = 6,9*2*4 = 55,2 м2.
4.3 Площадь агрегатно-механического и др. участков,Определяем по удельной площади на одного работающего, м2
, (28)
где, - удельная площадь на первого рабочего, м2;
- удельная площадь на последующего рабочего, м2;
p' - количество рабочих, работающих в первую смену, чел.
Значения и приведены в [3, табл.16].
Участок электротехнических работ, работ по системе питания, аккумуляторных работ:
Fуч1 = (15+14+21) = 50 м2
Участок шиномонтажных работ, участок по ремонту узлов систем и агрегатов:
Fуч2 = (18+22) = 40 м2
Общая площадь участков Fуч = 50+40 = 90 м2
4.4 Общая площадь производственных помещений, , м2, (29)
где, - суммарная площадь производственных участков, м2;
FПР = 224,25+55,2+90 = 369,45 м2
4.5 Площадь складских помещений
На СТО легковых автомобилей площадь складских помещений определяется произведением удельных нормативов, приведенных в табл.5 [2] на каждые 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей.
Таблица 5 - Удельные площади складских помещений
|
Наименование запасных частей и материалов | Площадь складских помещений на 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей, м2 | Фактически принятая площадь на 695 обслуживаемых автомобилей, м2 | |
Запасные части и детали | 32 | 19,7 | |
Двигатели, агрегаты и узлы | 12 | 7,4 | |
Эксплуатационные материалы | 6 | 3,7 | |
Склад шин | 8 | 4,9 | |
Лакокрасочные материалы | 4 | 2,5 | |
Смазочные материалы | 6 | 3,7 | |
Кислород и ацетилен в баллонах | 4 | 2,5 | |
ИТОГО | 44,4 | |
|
Дополнительно примем:
площадь кладовой для хранения агрегатов и автопринадлежностей, снятых с автомобилей на время выполнения работ на СТО 16 м2.
Суммарная площадь складских помещений , м2
, (30)
где, - площадь i-го склада, м2;
FСКЛ = 44+16 =60 м2
4.6 Площадь технических помещений (вентиляторная, тепловой узел, компрессорная и т.д.), FТ, м2
, (31)
FТ = 0,07*369,45 = 25,8 м2.
4.7 Площадь помещения для клиентов, Fкл., м2
, (32)
FКЛ = 2,5*7 = 17,5 м2.
4.8 Площадь офисных помещений, м2
, (33)
где, Ра - количество административно-обслуживающего персонала, чел.
FОФ = 7*7 = 49 м2.
4.9 Площадь бытовых помещений, Fб, м2
, (34)
FБ = 4* (11+7) = 72 м2.
4.10 Общая площадь здания СТО, Fзд, м2
FЗД = FПР +FСК +FТ +FКЛ +FОФ +FБ,
FЗД = 369,45+60+25,8+17,5+49+72 = 593,75 м2.
4.11 Расчет площади территории станции.
Площадь открытой стоянки автомобилей Fоткр, м2
, (35)
где, - коэффициент плотности расстановки автомобилей на площадке стоянки,
=2,5…3,0.
FОТКР = 6,9* (13+6) *2,5 = 327,75 м2.
Необходимая площадь земельного участка для проектируемой СТО, Fзем, га
, (36)
где, - плотность застройки земельного участка, %
= 30…50.
FЗЕМ =
= 2047,78 м2.
5. Определение потребности в оборудованииТаблица 6 - перечень оборудования для СТО различной мощности
|
Наименование оборудования | Количество оборудования | |
Уборно-моечное | | |
Установка ручной шланговой мойки высокого давления | 2 | |
Установка для сушки автомобиля | 1 | |
Пылесос | 1 | |
Для ТО и Р в зоне постовых работ | | |
Подъемник двухстоечный электромеханический | 2 | |
Прибор для проверки электрооборудования непосредственно на автомобиле | 1 | |
Маслораздатчик | 1 | |
Маслосборник | 1 | |
Нагнетатель смазок | 1 | |
Шкаф для инструментов | 2 | |
Агрегатно-маханическое | | |
Стенд для разборки и сборки двигателей | 1 | |
Дрель для притирки клапанов | 1 | |
Станок Настольно-сверлильный | 1 | |
Пресс гидравлический переносной (до 10 кН) | 1 | |
Шкаф для инструментов | 1 | |
Шиноремонтное | | |
Стенд шиномонтажный | 1 | |
Электровулканизатор | 1 | |
Стенд для балансировки колес | 1 | |
Верстак для ремонта шин и камер | 1 | |
Ванна для проверки камер | 1 | |
Набор инструмента | 1 | |
Станок точильный | 1 | |
Наименование оборудования | Количество оборудования | |
Компрессор | 1 | |
Для ремонта аккумуляторных батарей | | |
Установка ускоренного заряда | 1 | |
Электродистилятор | 1 | |
Нагрузочная вилка | 1 | |
Верстак | 1 | |
Шкаф зарядный | 1 | |
Тележка | 1 | |
Для ремонта электрооборудования | | |
Стенд контрольно-испытаельный для генераторов и стартеров | 1 | |
Прибор проверки якорей | 1 | |
Комплект приборов для очистки и проверки свечей зажигания | 1 | |
Станок настольно-сверлильный | 1 | |
Стенд проверки системы зажигания | 1 | |
Комплект инструментов электрика | 1 | |
Диагностическое | | |
Стенд проверки и регулировки управляемых колес | 1 | |
Стенд проверки тормозов | 1 | |
Газоанализатор | 1 | |
Прибор проверки фар | 1 | |
Люфтомер | 1 | |
Стенд проверки амортизаторов (непосредственно на автомобиле) | 1 | |
Для ремонта приборов топливной системы | | |
Прибор для проверки топливных насосов и карбюраторов | 1 | |
Верстак для ремонта приборов | 1 | |
Стенд для проверки и очистки бензиновых форсунок | 1 | |
Шкаф для инструментов | 1 | |
|
Таблица 7 - оборудование участка шиномонтажных работ, работ по ремонту узлов систем и агрегатов
|
№ Поз. | Наименование оборудования | Тип, модель | Кол-во | Габаритные размеры, мм Мощность, кВт | |
1 | Шиномонтажный стенд | Giuliano S110 | 1 | 1080х940х1700h 380в/0,5 кВт | |
2 | Стенд для балансировки колес | Cemb | 1 | 630х1040х1130 0,5кВт | |
3 | Стенд для разборки-сборки двигателей | Р-500 | 1 | 1130х830х960 | |
4 | Пресс гидравлический | PR10B | 1 | 500х860х1220h 10т | |
5 | Компрессор | АВ 335 | 1 | 1150х490х860 2,2 кВт | |
6 | Станок настольно-сверлильный | Р-175М | 1 | 550х330х680 0,37 кВт | |
7 | Вулканизатор | | 1 | 0,4 кВт | |
8 | Шкаф с инструментами | ШМИ-251 | 1 | 800х550х1820h | |
9 | Ванна для проверки шин и камер | - | 1 | 120х400х800 | |
10 | Верстак | - | 2 | 1200х600х850h | |
|
6. Технологические процессы то и рНа СТО в технологические процессы включен целый ряд технологических маршрутов, выбор которых определяется как заказчиком так и СТО. В большинстве случаев они включают в себя следующие работы:
а) оформление заказ-наряда;б) приемка автомобиля (Пр);в) уборочно -моечные (УМ);г) технические обслуживание автомобиля в полном объеме (ТО);д) отдельные виды ТО:крепежные (кр)
регулировочные (рег)
электротехнические (эл)
топливные (топл)
аккумуляторные (ак)
шиноремонтные (ш)
смазочные (см)
контрольно-диагностические (кд)
е) диагностические (Д);
ж) текущий ремонт на постах (ТР);
з) агрегатно-механические работы (Агр);
и) прочие работы (ПР);
к) выдача автомобиля (В).
1. Сервисное обслуживание в полном объеме по талону СК или ТО по положению:
2
2. Выполнение выборочных работ ТО по заявке клиента:
2
3. Текущий ремонт:
2
Рисунок 1 - Схемы технологических процессов
Список использованных источников1. ОНТП-01-91 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. - М.: Гипроавтотранс, 1991. - 184с.
2. Методические указания к выполнению контрольной работы и дипломных проектов по дисциплине: " Автосервис и фирменное обслуживание"., Б.И. Пугин., Архангельск 2006 г.
3. www.engtech.ru