Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
1. Технологический расчет
1.1 Расчет производственной программы по ТО и ремонту автомобилей
1 Средний цикловой пробег:
,
- нормативный пробег до капитального ремонта, км;
- пробег автомобилей до второго и последующих капитальных ремонтов, км;
n - количество капитальных ремонтов за амортизационный срок службы.
Из таблицы 1 (категория условий эксплуатации) для больших городов (более 100 тыс.жителей) принимаем 3 категорию эксплуатации.
Межремонтный пробег для автомобилей, прошедших капитальный ремонт , принимаем не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей:
Из таблицы 2 (Периодичность технического обслуживания подвижного состава) для грузовых автомобилей берем ТО-1 = 3000 км; ТО-2 = 12000 км.
Таблица 3
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации -
|
Категория условий эксплуатации | Нормативы | |
| Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Пробег до КР | Расход для запасных частей | |
| 0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,25 | |
|
Таблица 4
Нормы пробега подвижного состава до капитального ремонта, тыс.км
|
Тип автомобиля | Марка | Норма пробега автомобиля | Норма пробега двигателя | |
Грузовик: От 5,0 до 8,0 т | ЗИЛ - 130 | 300 | 250 | |
Грузовик: От 3,0 до 5,0 т | ГАЗ - 53 | 250 | 200 | |
|
Таблица 5
Корректирование пробегов ЗИЛ - 130
|
Пробег до | Единица измерения | Показатели | |
| | нормативные | Скорректированные по кратности | Принятые для расчета | |
ТО-1 | км | 3000= 3000*0,8=2400 | 160*15 = 2400 | 2400 | |
ТО-2 | км | 12000= 12000*0,8=9600 | 2400*4=9600 | 9600 | |
КР | тыс.км | | 9,6*24 = 230,4 | 230,4 | |
|
Корректирование пробегов ГАЗ - 53
|
Пробег до | Единица измерения | Показатели | |
| | нормативные | Скорректированные по кратности | Принятые для расчета | |
ТО-1 | км | 3000= 3000*0,8=2400 | 160*15 = 2400 | 2400 | |
ТО-2 | км | 12000= 12000*0,8=9600 | 2400*4=9600 | 9600 | |
КР | тыс.км | | 9,6*20 = 192 | 192 | |
|
Таблица 6
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава -
|
Модификация подвижного состава и организация его работы | Нормативы | |
| Трудоемкость ТО и ТР | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Базовый автомобиль. | 1,00 | 1,00 | 1,00 | |
|
Таблица 7
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий
|
Характеристика района | Нормативы | |
| Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Коэффициент: Умеренный климат | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
Коэффициент: Нет агрессивной среды | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
|
1.2 Расчет производственной программы по ТО и КР
Расчет коэффициента технической готовности:
,
В - простой автомобиля в ТО и ремонте, приходящийся на 1км пробега, дни простоя/км;
,
- количество рабочих дней в году работы предприятия, = 250 дня;
- простой автомобиля в капитальном ремонте, = 24 дня;
- простой автомобиля в ТО и ремонте, приходящихся на 1км пробега, = 0,45 дня на 1000км;
Для ЗИЛ - 130
;
;
Для ГАЗ - 53
;
;
Расчет годовой производственной программы:
Зная , рассчитывают годовой пробег автомобиля:
Для ЗИЛ - 130
км;
Для ГАЗ - 53
км.
Далее определяются производственные программы по КР, ТО-2, ТО-1 и ЕО на ЗИЛ - 130 за год:
;
а - размер годовых амортизационных отчислений, а = 12,9% - для грузовых автомобилей
;
;
Производственные программы по КР, ТО-2, ТО-1 и ЕО на ГАЗ - 53 за год:
;
а - размер годовых амортизационных отчислений, а = 12,9% - для грузовых автомобилей
;
;
;
Суточную программу парка автомобилей по техническому обслуживанию каждого вида , , можно определить из выражения
- годовое количество технических обслуживаний по каждому виду в отдельности;
;
;
;
Расчет годовых объемов работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и самообслуживанию (чел.-ч)
Выявление нормативных трудностей
Таблица 9
Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава
|
Подвижной состав и его основной параметр | Марка модели подвижного состава | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | Текущий ремонт чел.-ч/1000 км | |
| | Чел.-ч на одно обслуживание | | |
Грузовой автомобиль общетранспортного назначения грузоподъемностью : от 3,0 до 5,0 т. | ГАЗ-53 | 0,57 | 2,6 | 10,3 | 3,9 | |
от 5,0 до 8,0 т. | ЗИЛ-130 | 0,45 | 2,5 | 10,6 | 4,0 | |
|
Таблица 10
Коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта - и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте - в зависимости от пробега с начала эксплуатации
|
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР | | | | |
0,50 - 0,75 | 20% | 1,0 | 1,0 | |
1 - 1,25 | 60% | 1,3 | 1,3 | |
1,25 - 1,50 | 20% | 1,4 | 1,3 | |
|
;
;
Таблица 11
Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от списочного состава и количества технологически совместимых групп подвижного состава -
|
Количество автомобилей на предприятии | Количество технологически совместимых групп подвижного состава | |
| Менее 3 | |
200 | 1,05 | |
|
Таблица 12
Корректирование трудоемкости обслуживания и ремонта автомобилей
Для ЗИЛ-130
|
Вид обслуживания | Нормативная трудоемкость, чел.-ч | Коэффициенты изменения трудоемкости в зависимости от: | Коэффициент изменения |
трудоемкости ТО при организации работ на потокескорректированная трудоемкость, чел.-ч | | | | Категории условий эксплуатации, | Природно-климатических, | Пробега автомобиля с начала эксплуатации, | Типа подвижного состава, | Размера предприятия, | | | |
ЕО | 0,45 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0,35 | 0,16 | |
ТО-1 | 2,5 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0,8 | 2,1 | |
ТО-2 | 10,6 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | - | 11,13 | |
ТР на 1000 км | 4 | 1,2 | 1,0 | 1,26 | 1,0 | 1,05 | - | 6,4 | |
|
Для ГАЗ-53
|
Вид обслуживания | Нормативная трудоемкость, чел.-ч | Коэффициенты изменения трудоемкости в зависимости от: | Коэффициент изменения трудоемкости ТО при организации работ на потоке | скорректированная трудоемкость, чел.-ч | |
| | Категории условий эксплуатации, | Природно-климатических, | Пробега автомобиля с начала эксплуатации, | Типа подвижного состава, | Размера предприятия, | | | |
ЕО | 0,57 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0,35 | 0,21 | |
ТО-1 | 2,6 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0.8 | 2,2 | |
ТО-2 | 10,3 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | - | 10,82 | |
ТР на 1000 км | 3,9 | 1,2 | 1,0 | 1,26 | 1,0 | 1,05 | - | 6,2 | |
|
Расчет годовых объемов работ по ТО и ТР в чел.-ч
Для ЗИЛ-130
Объем работ по каждому виду технического обслуживания:
· По ежедневному обслуживанию:
;
· По первому техническому обслуживанию:
;
· По второму техническому обслуживанию:
;
где ,, - трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2, в чел.-ч.
Для ГАЗ-53
Объем работ по каждому виду технического обслуживания:
· По ежедневному обслуживанию:
;
· По первому техническому обслуживанию:
;
· По второму техническому обслуживанию:
;
где ,, - трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2, в чел.-ч.
Годовой объем работ по текущему ремонту определяется раздельно по каждому типу подвижного состава:
Для ЗИЛ-130
Для ГАЗ-53
где - удельная трудоемкость по текущему ремонту на 1000 км пробега, в чел.-ч.; - годовой пробег автомобиля данной группы подвижного состава, км
1.3 Расчет годового объема работ по самообслуживанию предприятияГодовой объем работ по самообслуживанию предприятий принимается в процентном соотношении от суммарной трудоемкости работ на техническое обслуживание и ремонт всего парка в зависимости от количества автомобилей (Таблица 13)
Таблица 13
Трудоемкость работ по самообслуживанию в зависимости от количества автомобилей
|
Количество автомобилей | 200 | |
Процент работ по самообслуживанию | 15-12 | |
|
Работы по самообслуживанию, связанные в производственными цехами, составляют часть общей трудоемкости вспомогательных и подсобных работ по автотранспортному предприятию и определяются от суммарной трудоемкости на ТО и ТР (20 - 30%)Для ЗИЛ-130
Для ГАЗ-53
Распределение трудоемкости работ по ТО, ТР и самообслуживанию предприятия по производственным зонам, цехам и участкам.
Таблица 17
Распределение трудоемкостей постовых и цеховых работ
|
Виды работ | Трудоемкость ТР | Трудоемкость | Суммарная годовая трудоемкость по кажому виду работ, Чел.-ч | Принятое количество рабочих | Отнесение видов работ к производственному участку | |
| | По самообслуживанию предприятия | ТО-2, выполняемая в цехах | | | | |
| % | Чел.-ч | % | Чел.-ч | % | Чел.-ч | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Постовые работы по текущему ремонту | |
Крепежные | 4 | 1794,24 | | | | | 1794,24 | 0,5 | 0,88 | |
Регулировочные | 2 | 897,12 | | | | | 897,12 | 0,5 | 0,44 | |
Разборочно-сборочные | 28 | 12559,68 | | | | | 12559,68 | 6 | 6,15 | |
Итого | 34 | 15251,04 | | | | | 15251,04 | 7 | 7,47 | |
Работы выполняемые в цехах | |
Агрегатные | 18 | 8074,08 | | | | | 8074,08 | 4 | 3,95 | |
Электротехнические | 6 | 2691,36 | | | 25 | 1854,75 | 4546,11 | 2 | 2,23 | |
Аккумуляторные | 2 | 897,12 | | | 25 | 1854,75 | 2751,87 | 1 | 1,35 | |
По сис. питания | 3 | 1345,68 | | | 25 | 1854,75 | 3200,43 | 2 | 1,57 | |
Шиномонтажные | 1 | 448,56 | | | 25 | 1854,75 | 2303,31 | 1 | 1,13 | |
Вулканизацион. | 1 | 448,56 | | | | | 448,56 | 0,5 | 0,22 | |
Медницкие | 3 | 1345,68 | 1 | 84,63 | | | 1430,31 | 0,5 | 0,7 | |
Жестянские | 1 | 448,56 | 4 | 338,52 | | | 787,08 | 0,5 | 0,39 | |
Сварочные | 2 | 897,12 | 4 | 338,52 | | | 1235,64 | 0,5 | 0,61 | |
Кузнечно-рессорные | 4 | 1794,24 | 2 | 169,26 | | | 1963,5 | 1 | 0,96 | |
Слесарно-механические | 14 | 6279,84 | 26 | 2200,38 | | | 8480,22 | 4 | 4,15 | |
Столярные | 4 | 1794,24 | 10 | 846,3 | | | 2640,54 | 1 | 1,29 | |
Арматурно-кузнечные | 1 | 448,56 | | | | | 448,56 | 0,5 | 0,22 | |
Обойные | 1 | 448,56 | | | | | 448,56 | 0,5 | 0,22 | |
Малярные | 5 | 2242,8 | | | | | 2242,8 | 1 | 1,1 | |
Итого | 66 | 29604,96 | 47 | 3977,61 | 100 | 7419 | 41001,57 | 20 | 20,09 | |
Участки по самообслуживанию предприятия | |
Расчетно-строительные | | | 6 | 507,78 | | | 507,78 | 0,5 | 0,25 | |
Паропроводные | | | 22 | 1861,86 | | | 1861,86 | 0,5 | 0,91 | |
Электротехнические | | | 25 | 2115,75 | | | 2115,75 | 1 | 1,04 | |
Итого | | | 53 | 4485,39 | | | 4485,39 | 2 | 2,2 | |
Всего | 100 | 44856 | 100 | 8463 | 100 | 7419 | 60738 | 29 | 29,76 | |
|
1.4 Расчет численности производственных рабочихОпределяется технологически необходимое и штатное количество рабочих.
Технологически необходимое количество рабочих для проведения работ на постах, в цехах и на других участках рассчитывается по формуле
,
где - годовой объем работ по зоне ТО, ТР или цеху, чел.-ч; - годовой фонд рабочего места, ч.
Годовой фонд рабочего места в часах определяется следующим образом:
;
где , , , - количество календарных (365), выходных (52), праздничных (11), субботних и предпраздничных (60) дней в году соответственно; 7- продолжительность рабочего дня, ч; 1,2 - сокращение рабочего дня перед выходными.
часа;
человек;
Штатное количество производственных рабочих определяется из следующего выражения
,
где - годовой фонд времени рабочего, ч;
годовой фонд времени рабочего сокращается за счет отпусков и не выходов рабочих по уважительным причинам:
;
где - количество дней отпуска, установленного для данной профессии рабочего; - количество дней невыхода на работу по уважительным причинам, принимаемое в размере 7 дней для мужчин и 30 дней для женщин.
часа;
;
1.5 Расчет количества постов и линий ТО и ТР
Режим работы зон технического обслуживания зависит от режима работа подвижного состава на линии.
Зная режим работы ТО и суточную программу, определяют ритм производства R, представляющий собой долю времени работы зоны ТО, приходящегося на выполнение одного обслуживания:
,
где - продолжительность работы зоны по данному виду обслуживания в течение суток, ч; - количество обслуживаний в сутки.
;
;
;
Расчет поточных линий непрерывного действия, применяемых для ЕОТакт линии рассчитывается , исходя из пропускной способности наиболее производительной установки рабочей зоны. Если на линии ЕО предусматривается механизированная моечная установка с пропускной способностью автомобилей в час, то в этом случае такт линии
;
а скорость конвейера
или .
Количество необходимых рабочих одной линии, занятых на постах ручной обработки, при известном такте линии
,
где - трудоемкость работ ЕО, выполняемых в ручную, чел.-ч.
Количество линий для потока непрерывного действия рассчитывается так же, как для потока периодического действия, т.е.
;
Расчет количества постов текущего ремонтаКоличество постов текущего ремонта:
;
где - суммарная трудоемкость работ, выполняемых на постах текущего ремонта, чел-ч; - количество дней в году постов текущего ремонта; Т - продолжительность рабочей смены, ч; - количество рабочих на посту (1-2 чел.); - коэффициент использования рабочего времени поста (0,85-0,9); - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР (1,2-1,5).
Расчет количества универсальных постов обслуживанияТакт поста:
;
;
где ti - трудоемкость работ по обслуживанию, выполняемых на данном посту, чел.-ч; tпер - время, затрачиваемое на продвижение автомобиля при установке и съезде его с поста (tпер=1-3 мин); Pn - количество рабочих, одновременно работающих на посту для ТО-1 2-4, для ТО-2 3-5.
Количество универсальных постов Хоб для всех видов обслуживания определяется так:
.
1.6 Расчет площадей производственных помещений
Площади производственных помещений приближенно рассчитываются по удельным площадям на единицу оборудования или на каждого работающего и более точно - графически, планировочным делением.
Площади зон ЕО, ТО-1, ТО-2 или ТР:
;
- площадь, занимаемая в плане, м2; - число постов; - удельная площадь помещения, приходящаяся на 1 м2 площади, занимаемой автомобилей. Обычно = 4-5
м2;
м2;
м2;
м2.
Таблица 18.
Объединение и расчет производственных площадей и цехов
|
Название | k | F1 | F2 | P | F | |
разборочно-сборочные | 4,5 | 10 | 7 | 6 | 45 | |
электротехнические | 3,5 | 10 | 5 | 1 | 25 | |
по сис. питания | 3,5 | 15 | 10 | 1 | | |
медницкие | 3,5 | 10 | 8 | 0,5 | 25 | |
сварочные | 5 | 15 | 10 | 0,5 | | |
шиномонтажные | 4 | 15 | 10 | 0,5 | 29 | |
вулканизационные | 4 | 10 | 8 | 1,5 | | |
крепежные | 5 | 15 | 10 | 0,5 | 30 | |
регулировочные | 5 | 15 | 10 | 0,5 | | |
жестянские | 4,5 | 12 | 10 | 0,5 | 28 | |
столярные | 4,5 | 8 | 5 | 1 | | |
арматурно-кузнечные | 4,5 | 8 | 5 | 0,5 | | |
агрегатные | 4 | 10 | 7 | 3 | 48 | |
слесарно-механические | 3,5 | 10 | 7 | 3 | | |
кузнечно-рессорные | 5 | 20 | 15 | 0,5 | 35 | |
обойные | 3,5 | 15 | 10 | 0,5 | | |
малярные | 4,5 | 30 | 15 | 1 | 30 | |
|
2 ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА, ЗОН ТО И ТРПланировка выполняется в масштабе 1:100 с соблюдением норм и правил проектирования (НТПАТП - 72 СНИП П-93-74).
Въезд автомобиля производится передним ходом.
Т.к. используется параллельное расположение трех и четырех канав тупикового типа то они соединяются траншеей. Ширина траншеи 1,5 метра. Высота тоннелей 1,8 метра.
При планировке производственного корпуса зоны обслуживания и цеха расположены с учетом кратчайшего, исключающего затруднительное маневрирование, пути автомобиля и транспортировку агрегатов, механизмов и деталей.
Аккумуляторные и лакокрасочные помещение находятся в отдельности от других, как и смазочные, склад для хранения запасных частей и материалов.
Пост ЕО изолирован от постов иного назначения.
Посты ТО1 и ТО2 располагаются в общем помещении с ТР.
Графическая часть курсовой работы по ТР выполнена в виде плана и разрезов в масштабе 1:50.
План и разрезы выполнены с соблюдением строительного оформления, т.е. указанна толщина стен, оконных и дверных проемов.
На листе указанны принятые условные обозначения (все обозначения занесены в спецификацию).
2.1 Назначение зоны текущего ремонта
Зона текущего ремонта предназначена для быстрого и квалифицированного обслуживания и ремонта, поэтому все оборудование должно строго соответствовать нормам для наилучшей работы.
По предыдущим расчетам площадь зоны ТР равна 625,5 м.
Расстояние между колонами 12х6 метров - это оптимальное расстояние, чтобы грузовые автомобили не задевали и спокойно перемещались в нужном направлении.
В данной зоне 7 постов. Располагаются посты в 2 ряда, 2-ой ряд находится под углом в 30 градусов по отношению к другому, для экономии места и удобства выезда грузовых автомобилей. Каждый пост оборудован по своему назначению. Все стенды находятся на расстоянии оптимальном для работы.