Ќавигаци€
√лавна€
√лавна€
Ёкономика туризма
—оциальна€ работа
—оциологи€ и обществознание
“аможенна€ система
“ранспорт
–иторика
—татистика
—трахование
—хемотехника
“еори€ государства и права
“еори€ организации
“еплотехника
Ёкономико-математическое
»сторические личности
»стори€
 арта сайта
 
 
¬клад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта

¬клад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта

¬клад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта

ћинистерство транспорта –оссийской ‘едерации

‘едеральное агентство железнодорожного транспорта

√осударственное образовательное учреждение высшего профессионального образовани€

ќмский государственный университет путей сообщени€ (ќм√”ѕ—)

 афедра Ђ¬агоны и вагонное хоз€йствої

¬ Ћјƒ »«ќЅ–≈“ј“≈Ћ≈…, »Ќ∆≈Ќ≈–ќ¬ » ”„≈Ќџ’ ¬ –ј«¬»“»≈ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ√ќ “–јЌ—ѕќ–“ј

“ематический реферат

по дисциплине Ђ¬агоны. ќбщий курсї

¬ыполнил: студент гр. 18ј

____________ я.≈. ид€ева

ѕодпись ‘амили€ ».ќ.

Ђ ї 2009 г

ѕроверил: доцент

кафедры ¬¬’

________¬.≈. «агребельный

ѕодпись ‘амили€ ».ќ.

Ђ ї 20__ г

ќмск 2009

–≈‘≈–ј“

–еферат содержит 41 страницу, 26 рисунков, 2 источника.

¬ј√ќЌ, Ћќ ќћќ“»¬, ѕј–ќ¬ќ«, ѕќ¬ќ« ј,  ќЋ≈я

÷ель работы:

»зучить вклад ученых, в развитие железнодорожного транспорта

—одержание

¬ведение

1. ¬клад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта

«аключение

Ѕиблиографический список

¬ведение

ѕути сообщени€ были всегда и везде. Ќаземный транспорт зародилс€ в глубокой древности. »стори€ наземного транспорта, выделившего из себ€ новый вид--железнодорожный, уходит вглубь веков. Ёта истори€, как нам кажетс€, представл€ет собой интереснейшее и увлекательное повествование о развитии человеческого общества, начина€ с древнейших цивилизаций. »звестный писатель, потомственный железнодорожник ¬ладимир „ивилихин считал, что Ђистори€--давн€€ состо€вша€с€ реальность жизни, а все героическое в истории нужно человечеству дл€ будущегої.

1. ¬клад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта

ѕо€влению паровоза предшествовал р€д открытий, св€занных с действием струи пара при кип€чении воды. ≈ще в древние времена стали примен€ть пар в качестве движител€. «а 120 лет до новой эры греческий физик √ерои јлександрийский изготовил механическую игрушку, приводимую во вращение силой пара. Ћеонардо да ¬инчи (1452--1519) в своих рукопис€х отмечал, что имелс€ проект оруди€, могущего выбрасывать €дра силой пара. Ќо подобные примеры не относились к использованию пара дл€ работы машины. “олько ÷ени Ћаней (1647--1714), с 1688 г. профессор математики ћарбургского университета, в 1680 г. сообщил о своем изобретении парового котла с предохранительным клапаном, регулирующим давление пара. ¬ 1690 г. ƒ. ѕапен пыталс€ соединить паровой котел с цилиндром и поршнем вод€ной помпы, но создать работоспособный двигатель не смог.  ак физик ƒ. ѕапен пон€л и оценил энергетические свойства вод€ного пара, но как техник не смог реализовать их в конструкции двигател€. ќднако данный принцип был использован в паровых машинах, примен€емых в горнорудной промышленности.

»ван »вановым ѕолзунов (1728--1766), русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигател€, создатель первой в –оссии паросиловой установки. ¬ библиотеке Ѕарнаульского завода, на котором он работал, познакомилс€ с трудами ћ.¬. Ћомоносова, изучил устройство паросиловых установок. ¬ 1763 г. ».». ѕолзунов разработал проект парового двигател€ мощностью 1,8 л .с. (1,3 к¬т) -- первого в мире двухцилиндрового двигател€ с объединением работы цилиндров на один общий вал, т.е. двигател€, универсального по своему техническому применению.

ќн спроектировал новый паровой двигатель дл€ привода воздуходувных мехов плавильных печей с рекордной по тому времени мощностью в 32 л. с. (24 к¬т), который был построен и испытан в 1766 г. Ѕудучи первым и до конца XIX века практически единственным универсальным двигателем, парова€ машина ».». ѕолзунова сыграла исключительную роль в прогрессе мировой промышленности и железнодорожного транспорта.

ƒжеймс ”атт (1736--1819), английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины. — 1757 г. работал механиком в университете в √лазго, где познакомилс€ со свойствами вод€ного пара. ѕользу€сь котлом ƒ. ѕапена, сам с большой точностью провел исследование зависимости температуры насыщенного пара от давлени€.

¬ 1769 г. ƒ. ”атт получил английский патент на Ђспособы уменьшени€ потреблени€ пара и вследствие этого -- топлива в огненных машинахї. ¬ 1782 г. ƒ. ”атт получил английский патент на паровой двигатель с расширением, ввел первую единицу мощности -- лошадиную силу, а позднее его именем была названа друга€ единица мощности -- ватт.

ѕарова€ машина ƒ. ”атта благодар€ экономичности получила широкое распространение и сыграла огромную роль при конструировании и производстве паровозов, а следовательно -- развитии железнодорожного транспорта.

¬ 1809 г. в –оссии основан ѕетербургский институт вод€ных и сухопутных сообщений, который в 1810--1864 гг. называлс€ »нститутом  орпуса инженеров путей сообщений. ѕервоначально он был закрытым учебным заведением военного типа. Ётот институт внес значительный вклад в развитие путей сообщений и становление железнодорожной науки в –оссии.

Ќиколай ѕетрович –ум€нцев (1754--1826), известный государственный де€тель, почетный член многих академий и ученых обществ, в 1801--1809 гг. сто€л во главе ƒепартамента вод€ных коммуникаций. ќн свыше 15 лет был послом –оссии в разных странах ≈вропы и хорошо знал состо€ние путей сообщени€ и высшего образовани€ за рубежом, особенно во ‘ранции.

— 1802 г., €вл€€сь министром коммерции, управл€л торговлей и пут€ми сообщений.

¬ структуре департамента существовал особый отдел Ђпо учебной частиї.

¬ модельном кабинете департамента экспонировались копии инженерных сооружений и механизмов, в том числе модель и описание Ђчугунной дороги дл€ перевозки т€жестейї.

».ѕ. –ум€нцев сознавал, что наступила эпоха подготовки инженерных кадров с целью усиленного строительства усовершенствованных путей сообщени€. ¬ысоко цен€ французских ученых и инженеров, он в 1806 г. командировал группу специалистов во ‘ранцию и јнглию Ђдл€ познани€ гидравлических и технических наукї. ѕо рекомендации Ќ.ѕ. –ум€нцева в –оссию был приглашен испанский ученый, механик и строитель ј.ј. Ѕетанкур.

јвгустин јвгустинович Ѕетанкур (1758--1824), член-корреспондент французской јкадемии наук. ¬ 1781 г. окончил  оролевскую академию из€щных искусств. — 1800 г. генерал-инспектор созданного им »нститута  орпуса инженеров путей сообщени€, а также всех дорог и мостов »спании. ¬ 1808 г. русским правительством был приглашен и зачислен в армию в чине генерал-майора.

ј.ј. Ѕетанкур стал первым Ђособым инспекторомї (директором) »нститута  орпуса инженеров путей сообщени€, имевшим широкие полномочи€ в организации учебных зан€тий. ¬ 1819--1822 гг. ј.ј. Ѕетанкур -- главноуправл€ющий (директор) ведомством путей сообщени€ –оссии. ѕод руководством ј.ј. Ѕетанкура в –оссии было проведено много жизненно важных работ, в числе которых при его участии в 1818--1822 гг. была построена перва€ крупна€ в –оссии шоссейна€ дорога ѕетербург--Ќовгород--ћосква, он способствовал улучшению устройства судоходства, содействовал распространению инженерного образовани€.

ѕо его инициативе в 1810 г. был учрежден в ѕетербурге »нститут путей сообщени€, которым ј.ј. Ѕетанкур руководил до конца жизни.

 озьма ƒмитриевич ‘ролов (1726--1800), русский гидротехник, изобретатель в области горнозаводского дела, внес большой вклад в развитие рельсовых дорог в –оссии, проложивший в 1764 г. лежневые пути. — 1763 г. он работал на «меиногорском руднике на јлтае, где в 1766 г. участвовал в пуске паровой машины ».». ѕолзунова.   концу 80-х годов под руководством  . ƒ. ‘ролова был создан комплекс сооружений и гидросиловых установок, позволивших механизировать транспортировку руды.

ѕетр  озьмич ‘ролов (1775--1839), сын  . ƒ. ‘ролова, по окончании в 1793 г. ѕетербургского горного училища работал на јлтае до 1830 г. ѕ. . ‘ролов построил в 1806--1809 гг. первую в –оссии чугунную дорогу длиной около 2 км с конной т€гой между «меиногорским рудником и  олывано-¬оскресенским заводом на јлтае.

Ќеоценим вклад в создание железной дороги в –оссии и первого русского локомотива с паровой т€гой талантливых мастеров-умельцев отца ≈фима јлексеевича „ерепанова (1774--1842) и сына ћирона ≈фимовича „ерепанова (1803--1849), русские машиностроители, крепостные заводчиков ƒемидовых, получивших вольную. –езультатом их многолетней творческой работы была построенна€ в 1832 г. на уральском Ќижнетагильском металлургическом заводе рельсова€ дорога с паровой т€гой. Ќаиболее плодотворна де€тельность „ерепановых по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедр€ли в производство. ¬сего начина€ с 1820 г. „ерепановыми было построено около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л. с. ¬ 1833--1834 гг. они создали первый в –оссии паровоз, а в 1835 г. -- второй, более мощный, в конструкции которых были осуществлены передовые на тот период времени технические идеи. „угунна€ рельсова€ дорога была проложена от ¬ыйского завода до ћедного рудника. ќднако, несмотр€ на успешную работу паровозов, нововведение „ерепановых не было поддержано и паровозы заменили конной т€гой. ¬ таком виде дорога работала еще в начале XX века.

ƒжордж —тефенсон (1781--1848), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Ќаучилс€ читать и писать в 18 лет, путем упорного самообразовани€ приобрел специальность механика паровых машин. — 1812 г. механик  иллингуортских копей (Ќортамберленд).

— 1814 г. занималс€ строительством паровозов, первый из которых ЂЅлюхерї строилс€ при содействии бывшего помощника –. “ревитика ƒж. —тала дл€ рудничной рельсовой дороги. ¬ 1815-- 1816 гг. создал еще два паровоза усовершенствованных конструкций. ¬ 1818 г. совместно с Ќ. ¬улом ƒж. —тефенсон провел первые научные исследовани€ зависимости сопротивлени€ рельсового пути от нагрузок и профил€ пути. ¬ 1823 г. в Ќьюкасле основал первый в мире паровозостроительный завод, на котором был изготовлен паровоз Ђѕередвижениеї (1825 г.) дл€ строившейс€ под руководством ƒж. —тефенсона железной дороги ƒарлингтон--—токтон, а затем паровоз Ђ–акетаї (1829 г.) дл€ дороги между ћанчестером и Ћиверпулем (1826--1830 гг.). ѕри строительстве этой линии ƒж. —тефенсоном впервые решены сложные задачи железнодорожной техники: созданы искусственные сооружени€ (мосты, виадуки и др.) и применены железные рельсы на каменных опорах, что позволило развивать паровозам типа Ђ–акетаї скорость до 50 км/ч. Ўирина колеи (1435 мм), прин€та€ —тефенсоном, стала самой распространенной на железных дорогах «ападной ≈вропы.

¬ 1836 г. ƒж. —тефенсон организовал в Ћондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства. ѕо чертежам ƒж. —тефенсона и его сына –оберта строились паровозы, которые эксплуатировались не только в ¬еликобритании, но и в других странах.

–оберт —тефенсон (1803--1859), английский инженер вместе с отцом ƒж. —тефенсоном основал локомотивостроительные заводы (1823 г.), которые носили его им€. –. —тефенсон построил железнодорожную линию Ћондон--Ѕирмингем (1833 г.). —овместно с фирмой Ђ‘ейрбэйри и сыновь€ї строил мосты, в которых примен€лись трубчатые конструкции.

‘ранц јнтон √ерстнер (1793--1840), чешский инженер и предприниматель. ¬ 1820-х гг. принимал участие в строительстве первой конно-железной дороги в —редней ≈вропе („еске-Ѕудеевице--Ћинц). ѕриглашенный в –оссию в 1834 г. с целью начать строительство железных дорог ‘.ј. √ерстнер совершил поездку на ”рал и  азань, преодолев путь в 4000 км. ѕосле возвращени€ из более длительной поездки по –оссии подал Ќиколаю I обсто€тельную записку, в которой отмечал, что Ђ... нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны, чем в –оссии, так как они дают возможность сокращать большие рассто€ни€ путем увеличени€ скорости передвижени€ї.

¬ результате ‘.ј. √ерстнер учредил акционерное общество дл€ постройки пригородной ÷арскосельской железной дороги, в котором важную роль играл также граф ј.ј. Ѕобринский, авторитетный и близкий к царскому двору сановник, в руках которого сосредоточивалась вс€ финансова€ де€тельность общества. “ехническим руководителем строительства ÷арскосельской дороги был √ерстнер. ќкончательный проект был утвержден 21 феврал€ 1836 г., а официальное открытие состо€лось 30 окт€бр€ (11 но€бр€) 1837 г. Ёто была перва€ в –оссии железна€ дорога общего пользовани€. Ќа другой день Ђ—анкт-ѕетербургские ведомостиї писали: ЂЎестьдес€т верст в час; страшно подумать... ћежду тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставл€€ за собой белое облако пара.  ака€ же сила несет все эти огромные экипажи с быстротой ветра в пустыне; кака€ сила уничтожает пространство, поглощает врем€? Ёта сила -- ум человеческий...ї. » в этом немала€ заслуга ‘.ј. √ерстнера.

Ќесмотр€ на положительный опыт работы ÷арскосельской линии, вопрос о строительстве железных дорог в –оссии продолжал вызывать острую полемику. “ребовалось научно обобщить опыт эксплуатации построенных рельсовых линий и доказать их экономическую эффективность. ќсобую роль в развитии железных дорог в –оссии сыграл профессор ѕавел ѕетрович ћельников. ќн, использу€ результаты командировки, нар€ду с глубокой эрудицией, знани€ми и опытом, впервые разработал методику выбора основных технических параметров и дал научное технико-экономическое обоснование строительства ѕетербург-ћосковской железнодорожной магистрали.

ѕавел ѕетрович ћельников (1804--1880), русский инженер и ученый в области транспорта, почетный член ѕетербургской јкадемии наук (1858). ¬ 1825 г. Ђпервым по наукамї окончил »нститут  орпуса инженеров путей сообщени€ и был оставлен дл€ преподавательской работы, с 1833 г. профессор по курсу прикладной механики. —овместно с Ќ.ќ.  раф-том разработал проект железной дороги ѕетербург--ћосква и с 1842 г. возглавл€л —еверную дирекцию по ее строительству. — 1862 г. -- главноуправл€ющий, а в 1866--1869 гг. -- министр путей сообщени€, в 1870--1875 гг. -- член  омитета железных дорог.

¬ середине 30-х годов XIX века впервые в –оссии ввел в курс прикладной механики раздел о железных дорогах, а в 1835 г. издал первый теоретический труд на эту тему -- Ђќ железных дорогахї. Ёта и другие книги ѕ.ѕ. ћельникова долгие годы служили основными пособи€ми дл€ подготовки специалистов в области железнодорожного транспорта. ”частвовал в разработке теоретических основ проектировани€ и строительства железных дорог, в составлении предварительного проекта железных дорог ёга –оссии. ¬ыступал за развитие железных дорог и других видов транспорта по заранее разработанному плану. ¬оспитал большое число высококвалифицированных инженеров. Ќа свои средства построил у станции Ћюбань школу и интернат дл€ детей низкооплачиваемых железнодорожников и дом дл€ престарелых женщин, все личные сбережени€ завещал на содержание этих учреждений. ¬ сквере у станции Ћюбань установлен бюст ѕ. ѕ. ћельникову, на постаменте которого высечено: Ђћельников ѕавел ѕетрович, 1804--1880. јвтор проекта и строитель ѕетербург-ћосковской (ќкт€брьской) железной дороги и основоположник железнодорожной наукиї.

Ќиколай ќсипович  рафт (1798--1857), русский инженер, генерал-майор. ¬ 1820 г. окончил »нститут  орпуса инженеров путей сообщени€ в ѕетербурге, а с 1836 г. преподавал в этом вузе, принимал участие в разработке технического проекта ѕетербург-ћосковской железной дороги и сметы ее строительства, а в 1852--1855 гг. был начальником этой дороги. —овместно с ѕ.ѕ. ћельниковым и Ќ.». Ћипиным разработал методы возведени€ железнодорожного земл€ного полотна в болотистой местности и технические услови€ на проектирование земл€ного полотна, верхнего строени€, искусственных сооружений, станций этой дороги. ќбосновал целесообразность применени€ п€тифутовой (1524 мм) ширины колеи, ставшей нормальной колеей железных дорог страны.

30 €нвар€ 1842 г. ѕ.ѕ. ћельникова и ».ќ.  рафта пригласили в «имний дворец на аудиенцию с государем, а 1 феврал€ был подписан высочайший ”каз о сооружении железной дороги —.-ѕетербург--ћосква. –аботы начались 1 августа 1842 г., руководство строительством было возложено на √лавное управление путей сообщени€ и публичных зданий. Ћини€ была разделена на два строительных участка: ѕетербург--Ѕологое (—еверна€ дирекци€) во главе с ѕ.ѕ. ћельниковым и Ѕологое--ћосква (ёжна€ дирекци€) во главе с ».ќ.  рафтом. ѕричем обе дирекции представл€ли собой самосто€тельные строительные управлени€. ѕри всей сложности обстановки, возникающей в ходе работ, перва€ в –оссии магистральна€ железна€ дорога между ѕетербургом и ћосквой прот€женностью 650 км и шириной колеи 1524 мм была построена. ќфициальное открытие ее состо€лось 1(13) но€бр€ 1851 г.

¬ 1862 г. ѕ.ѕ. ћельникова назначили главноуправл€ющим пут€ми сообщени€ и публичными здани€ми. ≈му принадлежит разработка проекта первого плана сети путей сообщени€. ¬ проекте предусматривалось соединение рельсовыми пут€ми ћосквы с промышленными центрами страны, с портами на южных мор€х, создание транспортных св€зей между главными водными артери€ми и обеспечение вывоза каменного угл€ из ƒонбасса в ћоскву и ѕетербург. ѕосле обсуждени€ и доработки план рассмотрело правительство, и 23 апрел€ 1865 г. он был высочайше утвержден, получив силу закона.

¬ июне 1865 г. √лавное управление путей сообщени€ и публичных зданий было преобразовано в ћинистерство путей сообщени€, а первым министром утвержден ѕ.ѕ. ћельников. ћинистерство сосредоточило свое внимание на практическое осуществление плана создани€ сети железных дорог в –оссии.

—овместно с ѕ. ѕ. ћельниковым работали на строительстве ѕетербург-ћосковской магистрали и над осуществлением плана создани€ сети железных дорог в –оссии выдающиес€ специалисты, такие как —¬.  ербедз и ƒ.». ∆уравский.

—танислав ¬алериапович  ербедз (1810--1899), русский инженер-мостостроитель, почетный член ѕетербургской јкадемии наук (1858 г.). ќкончил »нститут  орпуса инженеров путей сообщени€ в ѕетербурге (1831 г.). јвтор проекта и строитель арочного чугунного моста (ныне мост лейтенанта Ўмидта) -- первого посто€нного моста через реку Ќеву в ѕетербурге (1842--1850 гг.). ѕо проекту —¬.  ербедза построены также металлический железнодорожный мост через реку Ћугу (1853--1857 гг.) и городской мост через реку ¬ислу в ¬аршаве (1858--1866 гг.). ¬ 1859 г. впервые исследовал сравнительную прочность заклепочных соединений с просверленными и пробитыми отверсти€ми. —¬.  ербедзу принадлежит видна€ роль в развитии конструктивных форм металлических мостов.

ƒмитрий »ванович ∆уравский (1821--1891), русский ученый и инженер, специалист в области мостостроени€ и строительной механики. ѕо окончании в 1842 г. в ѕетербурге »нститута  орпуса инженеров путей сообщени€ участвовал в изыскани€х и проектировании железной дороги между ѕетербургом и ћосквой. ¬первые разработал теорию расчета многорешетчатых дерев€нных ферм с железными т€жами (так называемых ферм √ау), использовав ее при проектировании мостов через реки ¬еребь€, ¬олга, ¬олхов и др. »сследовани€ ƒ.». ∆уравского дали возможность сооружать и безотказно эксплуатировать раскосные фермы пролетом до 60 м (прежние размеры таких ферм назначались эмпирически, вследствие чего происходили обрушени€ построенных мостов).

¬сего в период с 1843 по 1851 г. на дороге было построено 184 моста и 19 путепроводов. ¬се мосты, спроектированные и построенные на ѕетербург-ћосковской магистрали под руководством ƒ.». ∆уравского, оказались необыкновенно прочными и просто€ли свыше 35 лет, так как свои теоретические расчеты он всегда провер€л опытами, в частности, широко использовал испытани€ на модел€х. ƒ.». ∆уравский впервые в 1855 г. предложил метод определени€ касательных напр€жений в изгибаемых балках и установил наличие в стенках балок косых усилий (главных напр€жений). Ѕудучи директором ƒепартамента железных дорог (1877--1889 гг.) ƒ.». ∆уравский осуществил р€д меропри€тий по увеличению их провозной способности. ¬ пам€ть о выдающемс€ ученом 9 феврал€ 1897 г. в ѕетербургском государственном университете путей сообщени€ железнодорожники установили бюст, с надписью на медной доске: Ђƒмитрий »ванович ∆уравский. 1821--1891. —оздатель расчета раскосных ферм и теории скалывани€ при изгибе. «наменитый строитель мостов. ∆елезнодорожный администраторї.

Ќауку и практику отечественного мостостроени€ обогатили своими трудами Ћ.‘. Ќиколаи, ≈.ќ. ѕатон, Ћ.ƒ. ѕроскур€ков, √.ѕ. ѕередерни.

Ћеопольд ‘едорович Ќиколаи (1844--1908), русский ученый в области мостостроени€. ¬ 1866 г. окончил  азанский университет, в 1871 г. -- ѕетербургский институт инженеров путей сообщени€. — 1880 г. профессор, в 1901--1905 гг. директор этого института, одновременно с 1892 г. член инженерного совета ћинистерства путей сообщени€ и эксперт по вопросам строительства железных дорог и мостов. Ћ.‘. Ќиколаи разработал многие вопросы теории расчета мостов, автор двух капитальных учебников о мостах, а также трудов в области проектировании железных дорог.

≈вгений ќскарович ѕатон (1870--1953), советский ученый, специалист в области сварки и мостостроени€, академик јкадемии наук ”——– (1929 г.), вице-президент јЌ ”——– (1945--1952 гг.), √ерой —оциалистического “руда (1943 г.). ќкончил ѕолитехнический институт в ƒрездене (1894 г.) и ѕетербургский институт инженеров путей сообщени€ (1896 г.), работал на железных дорогах –оссии. — 1898 г. ≈.ќ. ѕатон преподавал в ћосковском инженерном училище, с 1905 г. -- профессор  иевского политехнического института. ¬ 1921--1931 гг. возглавл€л  иевскую мостоиспытательную станцию. — 1929 г. ≈.ќ. ѕатон занималс€ вопросами электрической сварки, по его инициативе при јЌ ”——– была организована сварочна€ лаборатори€, котора€ в 1934 г. преобразована в Ќаучно-исследовательский институт электросварки. ≈.ќ. ѕатон был директором института со дн€ основани€, а в 1945 г. институту было присвоено им€ ѕатона.

Ћавр ƒмитриевич ѕроскур€ков (1858--1926), советский ученый в области мостостроени€ и строительной механики. ѕо окончании в 1884 г. ѕетербургского института инженеров путей сообщени€ работал мостовиком-проектировщиком. — 1887 г. преподаватель ѕетербургского института инженеров путей сообщени€. — 1896 г. профессор ћосковского инженерного училища (ныне ћосковский государственный университет путей сообщени€). ѕо проектам Ћ.ƒ. ѕроскур€кова построены крупные мосты через реки Ќарва, «ападный Ѕуг, ¬олхов, ќку, јмур, ≈нисей и др. «а проект моста через ≈нисей Ћ.ƒ. ѕроскур€кову была присуждена золота€ медаль на всемирной выставке в ѕариже (1900 г.). Ћ.ƒ. ѕроскур€ковым впервые предложена так называема€ статически определима€ треугольна€ решетка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решеткой, а также консольные и арочные фермы дл€ железнодорожных мостов. ћетоды преподавани€ строительной механики, введенные Ћ.ƒ. ѕроскур€ковым, используютс€ в современной высшей школе.

√ригорий ѕетрович ѕередерни (1871--1953), советский ученый в области мостостроени€ и строительной механики, академик јкадемии наук ———– (1943 г.). ¬ 1897 г. окончил ѕетербургский институт инженеров путей сообщени€. — 1902 г. преподавал в ћосковском инженерном училище, а с 1907 г. в ѕетербургском институте путей сообщени€, затем в других институтах. ¬ 1901 г. организовал издание журнала Ђ»нженерное делої, проводившего новые технические идеи в вопросах инженерно-строительного дела. ќсновные труды √. ѕ. ѕередерий посв€щены теории и расчету мостов. ќн дал р€д ценных инженерных решений по вопросам сооружени€ сборных мостов, индустриальных методов работ и применени€ электросварки в мостостроении. јвтор новой методики преподавани€ курса мостов.

ќсобый интерес вызывала у специалистов проблема взаимодействи€ пути и подвижного состава. ¬ этой области следует отметить Ќикола€ ѕавловича ѕетрова.

Ќиколай ѕавлович ѕетров (1836--1920), русский ученый и инженер в области железнодорожного транспорта, почетный член ѕетербургской јкадемии Ќаук (1894 г.), инженер-генерал-лейтенант. ѕо окончании ѕетербургской инженерной академии (1858 г.) работал там же на кафедре математики, которую возглавл€л ћ.¬. ќстроградский. ѕервые исследовани€ по механике выполнил под руководством ».ј. ¬ышнеградского. — 1871 г. профессор ѕетербургского практического технологического института. ¬ 1888--1892 гг. -- председатель ”правлени€ казенных железных дорог –оссии, с 1892 г. председатель инженерного совета ћинистерства путей сообщени€, с 1893 г. в течение нескольких лет товарищ (зам.) министра. јктивно участвовал в строительстве “ранссибирской магистрали. ѕо его инициативе создано ћосковское инженерное училище, ныне ћосковский государственный университет путей сообщени€. ¬ 1896--1905 гг. -- председатель –усского технического общества.

¬ области отечественного паровозостроени€ немалые заслуги инженера ј.ѕ. Ѕородина.

јлександр ѕарфеньевич Ѕородин (1848--1898), русский инженер и ученый в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроени€ в –оссии. ѕосле окончани€ в ѕетербурге “ехнологического института (1870 г.) и »нститута путей сообщени€ (1872 г.) работал на руковод€щих инженерных должност€х –€жско-¬€земской (до 1877 г.),  иево-Ѕрест-ской (1877--1878 гг.), ёго-«ападной (1878--1896 гг.) и ћосковско-–ыбинской железных дорог.

¬ 90-х годах XIX века, когда в –оссии осуществл€лось усиленное железнодорожное строительство, научные работы ј.ѕ. Ѕородина оказали существенное вли€ние на развитие техники железнодорожного транспорта. ¬ 1880--1882 гг. на базе  иевских мастерских ёго-«ападной железной дороги он создал первую в мире стационарную лабораторию по испытанию паровозов, провел крупные теоретические и экспериментальные работы в области создани€ локомотивных паровых машин с двойным расширением пара. ѕо инициативе ј.ѕ. Ѕородина был построен первый быстроходный четырехцилиндровый паровоз системы Ђтандем-компаундї, в 1896 г. выдвинул идею применени€ конденсации пара на паровозах. »м был внесен р€д предложений по унификации локомотивного и вагонного парка, а также автотормозов. ѕредложены рациональные схемы размещени€ пунктов водоснабжени€ на железных дорогах. ј.ѕ. Ѕородин был бессменным председателем съездов инженеров службы т€ги железных дорог –оссии. ќн активно участвовал в работах –усского технического общества; один из основателей журнала Ђ»нженерї (1882 г.), издававшегос€ в  иеве, а с 1889 г. -- его главный редактор. –усское общество в 1897 г. учредило золотую медаль имени Ѕородина на лучшие изобретени€ и исследовани€ в области железнодорожного транспорта.

≈гор ≈горович Ќольтейн (1854--1934), ученый в области железнодорожного транспорта. ¬ 1896 -- 1905 гг. преподавал в ћосковском инженерном училище (ћосковский государственный университет путей сообщени€). ≈.≈. Ќольтейн €вл€етс€ конструктором паровоза серии „, под его руководством разработан проект сочлененного паровоза типа 0-3-0 + 0- 3- 0 серии 0. ¬ 1899 г. на Ѕр€нском заводе было построено 10 таких паровозов, в 1900--1916 гг. еще 116. ≈.≈. Ќольтейн разработал методы расчета уравновешивани€ локомотивов. »здал Ђ урс паровозовї, учебник по динамике паровозов.

јлександр —ергеевич –аевский (1872--1924), инженер-механик, ученый в области конструировани€ паровозов. —оздал проекты р€да серий паровозов дл€ ’арьковского и ѕу-тиловского заводов. –аботал совместно с я.ћ. √аккелем над проектом одного из первых отечественных тепловозов, дл€ которого сконструировал ходовую часть. “руды посв€щены разработке графоаналитического метода расчета противовесов, расчетам головок шатунов паровозов, осей колесных пар и других узлов.

–удольф ƒизель (1858--1913), немецкий инженер, создатель двигател€ внутреннего сгорани€ с воспламенением от сжати€. ¬ 1878 г. он окончил высшую ѕолитехническую школу в ћюнхене. ¬ патентах 1892 и 1893 гг. –. ƒизель выдвинул идею создани€ двигател€ внутреннего сгорани€, работающего по циклу, близкому к идеальному. ¬ 1897 г. в југсбурге –. ƒизель построил двигатель, основанный на принципе сжати€ воздуха и самовоспламенени€ топлива, подаваемого в цилиндр в конце такта сжати€.

ƒвигатель отличалс€ сравнительно высоким коэффициентом полезного действи€, но работал на дорогосто€щем керосине, имел р€д конструктивных дефектов. ѕосле некоторых усовершенствований, внесенных в 1898--1899 гг., двигатель стал надежно работать на дешевом топливе -- нефти. ѕоэтому изобретенный –. ƒизелем двигатель внутреннего сгорани€ получил широкое распространение в промышленности и на транспорте, в частности, в тепловозах.

яков ћодестович √аккель (1874--1945), ученый и конструктор в области самолетостроени€ и тепловозостроени€, доктор технических наук, профессор, заслуженный де€тель науки и техники –—‘—–. я.ћ. √аккель спроектировал и в 1924 г. построил один из первых в мире работоспособных тепловозов. ¬ 1906--1931 гг. преподавал в ћосковском электротехническом и ћосковском теплотехническом институтах, с 1936 г. -- в Ћенинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне ѕетербургский государственный университет путей сообщени€). я.ћ. √аккель -- автор изобретений в области тепловозной и электрической (трамвай) т€ги, электроосвещени€, трудов по вопросам конструировани€ и расчетам локомотивов и летательных аппаратов.

«начительный вклад в совершенствовании эксплуатационной работы железных дорог принадлежит отечественным ученым и инженерам.

яков Ќиколаевич √ордееико (1851--1922), ученый в области железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, профессор ѕетербургского института инженеров путей сообщени€. я.Ќ. √ордеенко создал первую в –оссии систему централизации стрелочных переводов, осуществленную на станции —аблино Ќиколаевской железной дороги в 1885 г. явл€лс€ членом комиссии –усского технического общества Ђѕо вопросу о железной дороге через всю —ибирьї, автор учебника Ђ урс железных дорогї, в котором рассматривались вопросы технической и коммерческой эксплуатации железных дорог.

“руды профессоров ј.Ќ. ‘ролова, ».». ¬асильева и других специалистов развивали теорию эксплуатации железных дорог, методы ускорени€ оборота вагонов и повышени€ безопасности движени€ поездов.

јлександр Ќиколаевич ‘ролов (1863--1939), инженер путей сообщени€, ученый в области сооружени€ железнодорожного пути и эксплуатации железных дорог, основоположник теории маневровой работы, профессор Ћенинградского института инженеров железнодорожного транспорта (1924 г.). ј.Ќ. ‘ролов работал в службах пути и движени€ –€за-но-”ральской, ’арьковско-Ќиколаевской, ћосковско-–ыбинской, ћурманской железных дорог, сочетал практическую де€тельность с научной. »здал труды по вопросам обосновани€ пропускной способности железных дорог, планировани€ и регулировани€ перевозок, маршрутизации и специализации перевозок, по проектированию железнодорожных станций и организации работы на них.

»ван »ванович ¬асильев (1884--1949), инженер путей сообщени€, один из создателей теории организации движени€ и эксплуатации железных дорог, доктор технических наук, профессор ћосковского и Ћенинградского институтов железнодорожного транспорта, заведующий кафедрой ЂЁксплуатаци€ железных дорогї. ќпубликовал труды по методам расчета, нормированию и анализу оборота вагонов, специализации поездов по направлени€м, определению коммерческой скорости движени€, теории графиков движени€ поездов, пропускной способности железных дорог, маневровой работе.

“руды инженера, впоследствии академика ¬. Ќ. ќбразцова и профессора —.ƒ.  арей-ши положили начало формированию науки о станци€х и узлах.

¬ладимир Ќиколаевич ќбразцов (1874--1949), инженер путей сообщени€, ученый в области организации железнодорожного транспорта, транспортных систем, академик јкадемии наук ———– (1934 г.), заслуженный де€тель науки и техники –—‘—– (1935 г.). ¬.Ќ. ќбразцов преподавал с 1901 г. в р€де московских вузов. ¬ ћосковском институте инженеров железнодорожного транспорта основал кафедру Ђ—танции и узлыї, заведовал кафедрой. ¬ 1935--1940 гг. ¬.Ќ. ќбразцов работал начальником научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в ћоскве, с 1939 г. возглавл€л секцию по научной разработке проблем транспорта јкадемии наук ———–. »зданы труды по проектированию железнодорожных станций и узлов, эксплуатации железных дорог, взаимодействию различных видов транспорта. »м€ ¬.Ќ. ќбразцова присвоено Ќиколаевскому железнодорожному техникуму, улице в ћоскве; установлена мемориальна€ доска на доме, где он жил.

—ергей ƒемь€нович  арейша (1854--1934), инженер путей сообщени€, специалист в области железнодорожного пути, станций и узлов, заслуженный профессор, директор ѕетербургского института инженеров путей сообщени€ (1911 -- 1917 гг.). ¬ 1922 г. —.ƒ.  арейша пожизненно был избран почетным председателем —овещательных съездов представителей служб пути отечественных железных дорог, член многих международных железнодорожных и других технических обществ. —.ƒ.  орейша представл€л –оссию на многих международных конгрессах. »м опубликованы труды по вопросам защиты от снежных заносов железнодорожных станций и пути, он автор многочисленных библиографических указателей по железнодорожной тематике.

“омас јлва Ёдисон (1847--1931), американский изобретатель в области электротехники и предприниматель, основатель крупных электротехнических компаний, почетный член јЌ ———– (1930 г.). “. Ёдисон €вл€етс€ автором более 1000 изобретений. »зобретательством “. Ёдисон начал заниматьс€ с 1868 г., организовав мастерские, в которых изготавливались разработанные им устройства. ¬ 1872 г. создал в —Ўј первую техническую исследовательскую лабораторию. ¬ 1877--1879 гг. изобрел фонограф, усовершенствовал лампу накаливани€, телефон и телеграф. ¬ 1880 г. “.ј. Ёдисон провел первые опыты по применению электрической т€ги на железной дороге в ћенло-ѕарк (штат Ќью-…орк). ¬ 1882 г. построил первую в мире электростанцию и провел испытани€ электрического вагона.

ѕервые проекты электрических железных дорог по€вились в –оссии еще в конце XIX в. «десь прежде всего следует назвать проект инженера 77. —. янова, предложившего в 1884 г. сооружение электрической железнодорожной линии прот€женностью 470 км от ѕетербурга до ¬ытег-ры. ¬ 1902 г. построена перва€ электрическа€ узкоколейна€ железна€ дорога Ћодзь--«герж длиной 19,8 км, в строительстве и эксплуатации которой участвовали инженеры путей сообщени€ “.ƒ. ƒубелир и ѕ.ѕ. ƒмитренко. ¬ 1898 г. инженер ‘. ‘. Ѕаталии предложил построить в  рыму электрическую железную дорогу, изыскани€ которой проводились под руководством Ќ.√. √арина-ћихайловского в 1903 г. ќднако осуществить проект в то врем€ не удалось.

Ќиколай √еоргиевич √арин-ћихайловский (1852--1906), инженер путей сообщени€, специалист в области строительства железных дорог, писатель. ¬ 1878 г. окончил »нститут путей сообщени€ в ѕетербурге, про€вил себ€ как талантливый инженер, работа€ на строительстве крупных железных дорог, в том числе ¬еликого —ибирского пути. Ёто был выдающийс€ изыскатель и строитель железных дорог. ¬ 1886--1890 гг. Ќ.√. √арин-ћихайловский участвовал в прокладке Ѕакинского участка «акавказской железной дороги, Ћибаво-–овенской, ∆абинско-ѕинской, ”фа-«латоусской линий. явл€лс€ руководителем изысканий на «ападно-—ибирской железной дороге (1891 г.). ѕод его руководством проводились изыскани€ электрической железной дороги на южном берегу  рыма (1903 г.) и др.

¬еликий —ибирский путь €вл€етс€ своеобразным пам€тником мужеству, таланту, мастерству инженерно-технических работников и р€довых строителей. ѕоэтому многие станции на “ранссибе названы в честь самых разных людей: от местного проводника до инженера-строител€ и министра.

¬ 1903 г. возникла необходимость электрификации ѕетербургского железнодорожного узла, а в 1913 г. был разработан проект введени€ электрической т€ги на ћосковском железнодорожном узле. ¬ начале 90-х годов отечественные ученые опубликовали р€д исследований, посв€щенных теории электрической т€ги и электрификации железных дорог. —реди них были работы √ќ. √рафтио, √ ƒ. ƒубелира,  Ќ.  ашкина, в которых получили обоснование прогрессивные идеи и рекомендации по электрификации железных дорог.

√енрих ќсипович √рафтио (1869--1949), ученый в области электрификации железных дорог и гидротехнического строительства, академик јкадемии наук ———– (1932 г.). √.ќ. √рафтио окончил Ќовороссийский университет и в 1896 г. ѕетербургский институт инженеров путей сообщени€. ќн €вл€лс€ одним из авторов раздела ЂЁлектрификаци€ транспортаї √ќЁЋ–ќ, руководителем отдела электрификации железных дорог Ќ ѕ—, строительства ¬олховской √Ё—, которой присвоено его им€. ¬ 1900--1917 гг. проектировал и строил железные дороги, принимал участие в проектировании и строительстве трамва€ в ѕетербурге.

√ригорий ƒмитриевич ƒубелир (1874--1942), инженер, специалист в области дорожного строительства, электрификации железнодорожного и городского транспорта, доктор технических наук, профессор. √.ƒ. ƒубелир один из авторов раздела об электрификации транспорта √ќЁЋ–ќ, член комиссии √ќЁЋ–ќ (1920 г.). »м изданы труды по электрификации железнодорожного и городского транспорта, устойчивости земл€ного полотна, планировке населенных пунктов.

«аключение

¬ первые годы XX века в –оссии независимо друг от друга занимались тепловозами две группы специалистов: профессор ¬.». √риневецкий и его ученики ј.Ќ. Ўелест, Ѕ.ћ. ќшурков; профессор ё.¬. Ћомоносов с учениками ј.». Ћипецом и Ќ.ј. ƒобровольским. ¬ эти же годы инженер я.ћ. √аккель, занимавшийс€ строительством первых русских аэропланов, вынашивал идеи создани€ тепловоза с электрической передачей. –азработанные проекты послужили основой дл€ создани€ тепловозов в дальнейшем.

¬ начале XX века в –оссии по€вились первые инженерные разработки и в области метростроени€. ќтносились они прежде всего к ѕетербургу и ћоскве, где быстро увеличивалось население и городские застройки охватывали все новые и новые окраины. ¬ ѕетербурге, например, в то врем€ единственным общедоступным видом городского транспорта была конна€ железна€ дорога (конка), электрический трамвай прошел по улицам только в 1907 г. ¬ 1902 г. инженеры путей сообщени€ ј.». јнтонович, Ќ.». √олиневич и Ќ.ѕ. ƒмитриев составили проект внеуличной городской дороги в ћоскве. јвторы проекта предусматривали поэтапное развитие строительства с учетом роста населени€ ћосквы.

Ѕиблиографический список

1. Ћукин ¬.¬., јнисимов ѕ.—. ¬агоны. ќбщий курс: ”чебник дл€ вузов ж.-д. трансп. / ѕод ред. ¬.¬. Ћукина. - ћ.: ћаршрут, 2004-424 с.

2. —“ѕ ќм√”ѕ—-1.2-2005: –аботы студенческие выпускные и квалификационные.

 
 
ѕолезное


 





 
 


© ¬се права защищены
–°–Ї–Є–і–Ї–Є: –Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ —Г –љ–∞—Б –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –љ–∞ —Б–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л—Е —Г—Б–ї–Њ–≤–Є—П—Е